Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

30.08.2019
ВОПРОС:
Согласно постановлению Правительства от 27.06.2016 N 584 муниципальные учреждения обязаны перейти на применение профстандартов в срок до 01.01.2020. МБУ является заказчиком от имени администрации при заключении договоров на строительство социально значимых объектов. Специалисты учреждения осуществляют строительный контроль на этих объектах. Если раньше во всех отделах учреждения работали специалисты с производной "ведущий", "главный", то начиная с 01.01.2018 учреждение поменяло название должностей в соответствии с квалификационным справочником должностей. Например: в бухгалтерии работают ведущий бухгалтер, экономист, начальник отдела - главный бухгалтер. В 2019 году вступил в силу профстандарт "Бухгалтер".
Есть ли необходимость учреждению менять текущие должности сотрудников в соответствии с новым профстандартом, или применение названия должностей из квалификационного справочника правомерно, и МБУ не нарушает постановление Правительства от 27.06.2016 N 584?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Внесение в штатное расписание учреждения изменений в части приведения наименования должностей наименованиям, упомянутым в профессиональном стандарте, не требуется.
Требований о строгом приведении наименования должности в соответствие с наименованиями должностей, указанными в профессиональном стандарте, Постановление N 584 не содержит.

Обоснование вывода:
Минтруд России утвердил новый профессиональный стандарт для бухгалтеров, который существенно изменил требования к их квалификации и стажу (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.02.2019 N 103н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер", далее - профессиональный стандарт).
В свою очередь, отметим, что Трудовой кодекс РФ предусматривает только одно упоминание об обязательности соответствия наименования должностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах либо квалификационных справочниках. Речь идет о части второй ст. 57 ТК РФ, которой предусмотрено, что такое соответствие необходимо соблюдать, если нормы ТК РФ, иных федеральных законов с выполнением работ по должности связывают предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений.
Из приведенной нормы не следует, что у всех без исключения работников, которым положены компенсации и льготы либо в отношении которых установлены ограничения, трудовая функция должна именоваться в строгом соответствии со справочником или стандартом. Закон устанавливает необходимость такого соответствия лишь в ситуации, когда компенсации, льготы, ограничения "привязаны" к конкретной должности (профессии, специальности). Например, периоды работы по определенным профессиям и должностям, поименованным в многочисленных списках, включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (смотрите ст. 30 и ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665). Если же причитающиеся работнику компенсации и льготы либо действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое название может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте.
Таким образом, требования существующих сегодня профессиональных стандартов работодатель должен учитывать при составлении штатного расписания в части определения наименований должностей и специальностей, если по таким должностям законодательством установлены компенсации, льготы или ограничения. Вместе с тем работа в должности главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, бухгалтера, экономиста не дает право на какие-либо компенсации, льготы и не связана с какими-либо ограничениями (смотрите, например, решение Свердловского районного суда г. Костромы Костромской области от 25.07.2014 по делу N 2-2709/2014). Следовательно, требования упомянутого профессионального стандарта, в том числе касаемо наименования должностей, для работодателя-учреждения не являются обязательными. Как отмечается в разъяснениях специалистов Роструда, штатное расписание учреждения может содержать должности с наименованиями "заместитель главного бухгалтера" и "ведущий бухгалтер" (смотрите, соответственно, вопрос-ответ 1 и вопрос-ответ 2 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ" ). Также отмечается, что профессиональный стандарт предусматривает возможное наименование должностей (смотрите вопрос-ответ с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Следовательно, внесение в штатное расписание учреждения упомянутых в вопросе изменений в связи с утверждением нового профессионального стандарта не требуется.
Отметим также, что в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника.
Государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Аналогичный подход можно встретить и в судебной практике (смотрите, например, решение Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленное без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, определение Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определение Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012).
В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с ЕКС, ЕТКС или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. Нормативного правового акта, содержащего подобное требование в отношении муниципального учреждения, указанного в вопросе, нами не обнаружено. Тем не менее во избежание претензий контролирующих органов в муниципальном учреждении при оставлении штатного расписания в части наименования должностей целесообразно руководствоваться наименованиями, предусмотренными ЕКС, ЕТКС или профессиональными стандартами*(1).
Что касается соблюдения требований, установленных постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584, отметим, что в соответствии с указанным Постановлением N 584, профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются в том числе государственными и муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Как видно, Постановление N 584 предусматривает план организации применения профессиональных стандартов, не устанавливая при этом никаких дополнительных (по сравнению с ТК РФ) случаев применения профстандартов. Иными словами, данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников (ст. 195.3 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

7 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как видно, наряду с профессиональными стандартами продолжают действовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые по-прежнему применяются (вместе с профессиональными стандартами) при системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (смотрите Сборник памяток. Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: для работника (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2019 г.).

 

Все консультации данной рубрики