Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

03.09.2019
ВОПРОС:
Компания является оператором по приему платежей на основании Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами" (далее - ФЗ N 103) и банковским платежным агентом на основании Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - ФЗ N 161) и, соответственно, принимает платежи и участвует в переводах денежных средств в адрес различных Поставщиков (Получателей).
В рамках ФЗ N 103 Компания заключает прямые договоры с Поставщиками товаров (работ, услуг). Совершение платежа подтверждается выдачей (направлением) Плательщику кассового чека (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее - ФЗ N 54).
1. Должны ли Поставщики, так же как и Платежный агент, выдавать (направлять) кассовые чеки Плательщикам (физическим лицам) в подтверждение совершения платежа в пунктах приема платежей Платежного агента?
Одновременно с платежными услугами Компания осуществляет другие виды деятельности - реализуя различные товары, работы, услуги юридическим и физическим лицам. При этом Компания при реализации своих товаров, работ, услуг физическим лицам выступает уже как Поставщик, который заключает с банками, иными кредитными организациями такие договоры, как: 1) о приеме платежей (переводов); 2) эквайринга; 3) интернет-эквайринга в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности", а также с банками, иными кредитными организациями в соответствии с ФЗ N 161 и Операторами по приему платежей в соответствии с ФЗ N 103. При этом по договорам с банками и иными кредитными организациями оплата осуществляется физическими лицами дистанционно, с использованием различных мобильных банковских приложений и Интернета, с применением банковских карт (их реквизитов).
2. В каких случаях Компания как Поставщик должна выдать (направить) кассовый чек Плательщику?
3. Что относится к электронным средствам платежа в рамках перечисленных разновидностей договоров, заключаемых Компанией с банками, иными кредитными организациями, платежными системами?
ОТВЕТ:

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) включенная в соответствующий реестр контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.
При осуществлении расчета пользователь в силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности. ККТ должна применяться на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое реализует товар (выполняет работу, оказывает услугу) и осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет (письмо Минфина России от 28.06.2019 N 03-01-15/47904, п. 1 письма Минфина России от 06.03.2019 N 03-01-15/14624) и расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (письмо Минфина России от 16.05.2019 N 03-01-15/35310).
Статья 2 Закона о ККТ, устанавливая особенности применения ККТ, содержит перечень таких исключений с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения пользователя. В частности, ККТ не применяется:
- кредитными организациями (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ);
- при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ). Поэтому при наличных расчетах между ними и расчетах, когда используется электронное средство платежа и оно предъявляется клиентом непосредственно пользователю, последний обязан применять ККТ (п. 6.1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Расчеты (наличные или безналичные) с физическими лицами после 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ) требуют фискализации, если пользователь (особенности его деятельности и местонахождения) не поименованы в ст. 2 Закона о ККТ (иных актах законодательства - смотрите, например, ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ).
1. В Законе о ККТ выделены правила применения ККТ для платежных и банковских агентов, поскольку они осуществляют только прием денежных средств в виде погашения задолженности перед поставщиком (т.е. без передачи товаров (работ, услуг)).
Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны применять ККТ при получении денежных средств от физических лиц и, соответственно, выдавать им кассовые чеки (п. 5.5 ст. 1.2, п.п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона о ККТ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, части 11.1 и 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"). По мнению регулятора, при использовании такой схемы взимания платежей дополнительное применение ККТ поставщиком услуг не требуется (письма Минфина России от 30.11.2018 N 03-01-15/86863, от 15.06.2018 N 03-01-15/41169). Отметим, что в самом Законе о ККТ прямо на это не указано, но на основании п. 9 ст. 1.2 Закона о ККТ считаем возможным до появления иных разъяснений регулятора использовать озвученную им точку зрения.
Налоговые органы, контролируя порядок соблюдения сторонами рассматриваемых требований (использование специального счета посредником и поставщиком, применение агентом (субагентом) кассовой техники при приеме средств от физических лиц), инициируют привлечение виновных к ответственности, установленной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, а также предписывает расторгать договоры с агентами (субагентами), допускающими данные нарушения (определение Кировского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 07.12.2016 N 12-520/2016 и апелляционное определение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 06.04.2017 N 11-51/2017, постановление Семнадцатого ААС от 04.07.2019 N 17АП-17690/18 и Постановление Второго ААС от 13.10.2016 N 02АП-8248/16).
Мы оперативно не встретили примеров споров, где бы налоговый орган счел обязательным применение ККТ поставщиком в ситуации, когда платежный агент в своей деятельности отклоняется от установленного порядка (проводит платежи без использования специального счета, не применяет ККТ и пр.). Поэтому допускаем, что такой спор может возникнуть в ситуации поступления средств от физических лиц не на специальный, а на расчетный счет посредника или поставщика; у поставщика в этом случае формально возникает обязанность по формированию фискальных документов. Это же справедливо и для ситуации, указанной в п. 2 вопроса - когда средства физических лиц поступают напрямую на расчетный счет организации, хоть для их аккумулирования и взимания были привлечены посредники.
Но повторим, нам оперативно не встретились контекстные официальные разъяснения и примеры судебной практики с аналогичным рассматриваемому предметом споров, поэтому данная точка зрения является нашим экспертным мнением и на данным момент нами не выработано окончательное мнение, какая из сторон и в каком порядке в интересующем случае применяет ККТ.
2. Касательно отнесения указанных в п. 3 вопроса способов оплаты к электронным средствам платежа поясним: Закон о ККТ использует это понятие, но не определяет его.
Согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ электронное средство платежа - это средство и/или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
- информационно-коммуникационных технологий,
- электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
- а также иных технических устройств.
На основании п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950 системы дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг"), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются ЭСП.
К ЭСП относятся также:
- банкоматы (п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ);
- платежные терминалы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ);
- "электронные кошельки", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения (п. 1.3 Памятки "Об электронных денежных средствах" (приложение к письму ЦБ РФ от 11.03.2016 N ИН-017-45/12);
- банковские (платежные) карты (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием").
И, как мы выше уже отметили, получение безналичной отплаты от физических лиц за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) обязывает пользователя в общем случае применять ККТ.
Немного детализируем ряд способов внесения оплаты, которые ошибочно могут быть расценены как поступившие не от физических лиц.
1) Осуществляемые банками переводы по распоряжениям физических лиц относятся к безналичным расчетам (п. 1 ст. 862 ГК РФ, абзац второй п. 1.1, п. 1.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", далее - Положение N 383-П) (см. также Энциклопедию решений. Применение ККТ при безналичных расчетах, в том числе через Интернет (онлайновых расчетах)). В реквизите "Плательщик" в этом случае указываются полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения и информация о плательщике - физическом лице, в т.ч: Ф.И.О., ИНН (при его наличии). Допустимо информацию о плательщике - физическом лице указывать в виде определенной последовательности (п. 8 Приложения 1 к Положению N 383-П). Поэтому и данную операцию не следует рассматривать как расчеты с юридическим лицом-банком в понимании Закона о ККТ, поэтому продавец при получении на расчетный счет средств от физического лица, отправлен таким образом, обязан использовать онлайн-кассу (смотрите также письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@).
2) Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации - эквайеры. Таким образом, торговый эквайринг сопровождает оплату товара платежной картой, и с организацией-продавцом рассчитывается банк-эквайер, с которым у нее заключен договор эквайринга. Но клиентом-покупателем в данном случае все-таки является иное лицо (гражданин). Поэтому именно это обстоятельство считаем определяющим, и, на наш взгляд, пользователь обязан использовать онлайн-кассу при поступлении оплаты таким способом (письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

Все консультации данной рубрики