Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.06.2011
ВОПРОС:
По какой статье КОСГУ администрации муниципального образования следует оплатить изготовление и художественное оформление памятника воинам-чернобыльцам, если памятник не будет ставиться на баланс?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае расходы на изготовление и художественное оформление памятника должны быть отражены по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.


Обоснование вывода:

По общему правилу расходы на приобретение (изготовление из материалов подрядчика) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются в соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н). При этом должны выполняться и другие условия, перечисленные в п.п. 39, 41, 99 Инструкции N 157н.

Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в п. 44 Инструкции N 157н. При этом, если с учетом содержания ОКОФ и Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не представляется возможным определить срок полезного использования актива, то он может быть определен в установленном порядке на основании документов 1. Соответственно, на основании данного решения объект относится к основным средствам или материальным запасам.

Так, например, ОКОФ содержит код 12 9232020 "Памятники исторические, идентифицированные в основном как сооружения", в соответствии с которым, согласно Классификации, памятник может быть включен в десятую амортизационную группу. В таком случае конкретный срок полезного использования памятника рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением СМ СССР от 22.10.1990 N 1072 (п. 44 Инструкции N 157н).

Таким образом, памятник обоснованно может быть отнесен к основным средствам, и соответственно, его изготовление из материалов подрядчика обоснованно может быть оплачено по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обратите внимание, что подобный порядок применения бюджетного законодательства рекомендовался отдельными специалистами и в прошлые годы2. В рассматриваемой ситуации учет администрацией муниципального образования памятника в составе основных средств (составе имущества казны)3 в полной мере будет соответствовать требованиям п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по формированию в бухгалтерском учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

И наоборот, в подобных ситуациях отнесение затрат учреждения на расходы в полном объеме может стать предметом претензий со стороны органов финансового контроля*(4).

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пп. 5 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ). Установленный порядок оформляется соответствующим решением представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 43 Закона N 131-ФЗ). При этом администрация муниципального образования вправе самостоятельно принять решение о наиболее эффективном способе дальнейшего использования памятника (например о закреплении его за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (в том числе и за собой) или учете в составе имущества казны).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 Напомним, что ранее специалисты Минфина России рекомендовали применять следующий порядок: если при принятии к учету новых объектов нефинансовых активов невозможно отнести их к определенным разделам классификации, установленной ОКОФ, указанные объекты нефинансовых активов необходимо отражать на счете по учету прочих основных средств (п. 5.8. Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учета, утвержденных приказом Минфина России от 24.02.2005 N 26н).

2 Вопрос: Учреждение заключило договор с физическим лицом, предметом которого является "выполнение работ по изготовлению памятника". По какой статье КОСГУ следует оплачивать данный договор? ("Бюджетный учет", N 7, июль 2010 г.).

3 Обоснованность учета в составе муниципального имущества такого объекта, как памятник, подтверждается также и положениями отдельных нормативных документов публично-правовых образований (смотрите, например, п. 104 перечня 1 и п.п. 2-5 перечня 5 в приложении N 1, п. 6 перечня 6 и п.п. 10-12 перечня 8 в приложении N 2 к Закону Псковской области от 05.12.2005 N 490-ОЗ).

4 Смотрите, например: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств, а также федеральной собственности, выделенных для обеспечения деятельности Российской таможенной академии в 2007 году и истекшем периоде 2008 года" по ссылке: http://www.ach.gov.ru/ru/bulletin/344/.

Все консультации данной рубрики