Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

04.09.2019
ВОПРОС:
1. Каким способом осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации на строительство административного здания (цена контракта - 1 400 000 руб.)? Есть ли документ, который регламентирует обязательное проведение вышеуказанной закупки путем проведения открытого конкурса или ее можно осуществлять путем проведения электронного аукциона?
2. Какие требования к участникам вышеуказанной закупки должен установить заказчик (СРО, лицензии, стаж и др.)?
ОТВЕТ:

1. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом согласно п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами по общему правилу осуществляется только в электронной форме, за исключением случаев, перечисленных в ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Отметим, что осуществление упомянутой в запросе закупки к указанным исключительным случаям не относится.
При решении вопроса о выборе способа осуществления закупки (путем проведения открытого конкурса или электронного аукциона) необходимо учитывать требования ч. 2, ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В этот Перечень работы по разработке проектной документации не включены.
В соответствии с ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 данной статьи перечни.
Иными словами, в приведенной ситуации заказчик вправе осуществить закупку проектных работ как путем проведения открытого конкурса в электронной форме, так и путем проведения электронного аукциона*(1). Напомним, что Закон N 44-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно выбрать способ определения поставщика исходя из преимуществ тех или иных способов, за исключением случаев прямого указания на способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (письмо Минэкономразвития России от 14.02.2014 N Д28и-128).
2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) при закупке конкурентным способом работ по проектированию объектов капитального строительства заказчик обязан установить требование о необходимости членства участников закупки, за исключением перечисленных в законе, в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО).
Заметим, что из этого правила существует ряд исключений. В частности, членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования не требуется для выполнения указанных работ для отдельных категорий подрядчиков, указанных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ, при выполнении работ по договорам о подготовке проектной документации.
Заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области архитектурно-строительного проектирования в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода (постановление УФАС по Республике Алтай от 30.04.2019 N 004/04/7.30-27/2019, решение УФАС по Республике Алтай от 20.05.2019 N 89-К/19, решение УФАС по Краснодарскому краю от 05.04.2018 N ЭА-454/2018).
Непредставление такой выписки участником закупки, при условии установления соответствующего требования в извещении и документации о закупке, является основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям документации о закупке (решение УФАС по Красноярскому краю от 26.03.2019 N 201, решение УФАС по Кемеровской области от 15.05.2019 N 042/06/33-7004/2019). Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Необходимо учитывать, что, если помимо выполнения проектных работ документацией о закупке предусмотрена необходимость проведения инженерных изысканий, участник закупки помимо выписки из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования обязан представить выписку из реестра членов СРО в области инженерных изысканий (решение УФАС по Калужской области от 10.07.2018 N 144-03з/2018, решение УФАС по Вологодской области N 04-11/330-17 (опубликовано 14.12.2017), решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.07.2016 N 04-01/215-2016).
Отдельно отметим, что законодательством не установлены дополнительные требования к участникам закупки, если объектом закупки является выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации на строительство административного здания. Требования постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг_", которым установлены, в частности, требования к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, на указанные закупки не распространяются (постановление УФАС по Челябинской области от 16.10.2015). Тем не менее в случае осуществления закупки путем проведения открытого конкурса заказчик вправе для оценки заявок участников закупки установить такой критерии, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что документация о закупке и проект контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должны быть оформлены с учетом требований ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ*(2).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством;
- Энциклопедия решений. Критерии оценки заявок на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ и общие правила их применения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

15 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) О возможности выбора в аналогичных ситуациях как проведения открытого конкурса, так и электронного аукциона свидетельствует правоприменительная практика (решение УФАС по Ульяновской области от 22.10.2018 N 15, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 25.08.2017 N 08/3034-17, решение УФАС по Красноярскому краю от 14.05.2018 N 594, решение ФАС от 01.06.2016 N К-877/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок").
*(2) Смотрите, например, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.07.2018 N 397/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта" (указанный документ не вступил в силу).

 

Все консультации данной рубрики