Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

09.09.2019
ВОПРОС:
Организация перешла на учет в другую налоговую инспекцию. Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 2018 год производилась организацией в полном объеме и в сроки, установленные действующим законодательством. На 28.03.2019 в ИФНС по новому месту нахождения за организацией имелась переплата по налогу на прибыль, но с ОКТМО по старому месту учета, в связи с чем организация подала заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Однако до момента принятия решения по заявлению по налогу на прибыль были начислены пени.
После перехода в новую налоговую инспекцию обязана ли налоговая инспекция зачесть самостоятельно переплаченный налог на прибыль по старому ОКТМО на новый ОКТМО? Или организация обязана подать заявление на перенесение налога на прибыль со старого ОКТМО на новый ОКТМО?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При исчислении сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по итогам налогового периода, учитываются в том числе и суммы авансовых платежей, уплаченных в период до изменения места постановки на учет и отраженных в карточке "Расчетов с бюджетом" с ОКТМО по старому месту учета.
Авансовые платежи по налогу, уплаченные по прежнему месту нахождения организации, должны быть засчитаны при исчислении суммы налога за 2018 год налоговым органом самостоятельно. Начисление пеней в данном случае неправомерно.

Обоснование позиции:
При снятии с учета организации в одном налоговом органе и постановке на учет в другой налоговый орган все регистрационные, учетные и налоговые дела в отношении общества передаются налоговому органу, который поставил на налоговый учет налогоплательщика по его новому месту нахождения (п. 4 ст. 84 НК РФ, постановления Тринадцатого ААС от 20.12.2012 N 13АП-20501/12, Третьего ААС от 06.11.2012 N 03АП-4425/12, Третьего ААС от 24.11.2008 N 03АП-3263/2008).
Приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@ регламентирован Перечень документов, связанных с деятельностью российской организации (в том числе через ее обособленное подразделение), индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежащих передаче в иной налоговый орган.
Согласно Регламенту работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленному письмом ФНС России от 17.12.2012 N ПА-5-6/1530дсп@, эти документы подлежат передаче по новому месту учета налогоплательщика*(1).
При этом одновременно с пакетом документов в налоговые органы по месту постановки на учет организации передаче подлежат карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) (письмо ФНС России от 05.04.2019 N КЧ-4-8/6364@).
Порядок ведения КРСБ регламентирован приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" (далее - Единые требования).
В соответствии с п. 3 раздела XI Единых требований при передаче российских организаций в иной налоговый орган, передача КРСБ осуществляется в составе пакета документов. При этом закрытие КРСБ осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе.
При наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются КРСБ с ОКТМО по старому месту учета, за исключением КРСБ по федеральным налогам и сборам, страховым взносам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.
Иными словами, КРСБ должна быть передана по новому месту учета организации с отражением всех данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 НК РФ, исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Авансовые платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10).
При этом согласно п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@) декларация составляется нарастающим итогом с начала года. То есть представление отдельных деклараций по суммам, начисленным по старому и новому ОКТМО, не предусмотрено.
Таким образом, при исчислении сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по итогам налогового периода, учитываются в том числе и суммы авансовых платежей, уплаченных в период до изменения места постановки на учет и отраженных в КРСБ с ОКТМО по старому месту учета.
Косвенно данный вывод подтверждается письмом ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12772@, где было рассмотрено обращение о порядке подачи декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщиком, сменившим место постановки на учет. В письме было сообщено, что налоговой инспекции по новому месту нахождения организации необходимо будет откорректировать начисление сумм авансовых платежей в КРСБ путем уменьшения (операция "сторно") начисленных в КРСБ по новому месту постановки налогоплательщика на учет сумм авансовых платежей, исчисленных к уплате за период до изменения места его постановки на учет и отражения сторнированной суммы в КРСБ, открытой в новом налоговом органе с ОКАТО (ОКТМО) по старому месту учета.
Таким образом, исходя из разъяснений налоговых органов, следует, что никаких заявлений о зачете авансовых платежей в данном случае писать не надо, корректировку в КРСБ производит налоговый орган по новому месту учета самостоятельно.
Что касается начисления пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, то необходимо отметить следующее.
Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлено, что недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ по общему правилу считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.13 N 784/13).
В п. 4 ст. 45 НК РФ изложен перечень случаев, при которых налог не признается уплаченным, перечисление организацией авансового платежа в период до изменения места постановки на учет к таким случаям не относится.
Однако, как следует из вопроса, в рассматриваемом случае уплата авансовых платежей за 2018 год производилась организацией в полном объеме и в сроки, установленные действующим законодательством.
На наш взгляд, при таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований квалифицировать авансовые платежи по налогу на прибыль как недоимку, поскольку сумма налога поступила в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом, что в анализируемой ситуации отсутствует. Начисление пеней в данном случае неправомерно.
Дополнительно сообщаем, что даже в случае неправильного указании налогоплательщиком кода ОКТМО суммы налога считаются зачисленными в бюджет, так как все поступления в виде уплаты налогов и налоговые санкции зачисляются на счета органов федерального казначейства и уже после распределяются между бюджетами соответствующих уровней. Неправильное указание кода ОКТМО не образует задолженности по налоговым платежам (постановление АС Московского округа от 14.05.2018 N Ф05-5361/18 по делу N А41-56227/2017, определении ВС РФ от 10.03.2015 N 305-КГ15-157 по делу N А40-19592/14, постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.13 N 784/13).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Ведение налоговым органом карточек расчетов с бюджетом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Мероприятия по передаче документов налогоплательщиков в иной налоговый орган при изменении места постановки на налоговый учет проводятся в соответствии с:
- приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@ "Об организации работы налоговых органов при передаче документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган";
- Регламентом работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленным письмом от 17.02.2012 N ПА-5-6/1530дсп@ "Об организации работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган".
Вышеуказанные документы являются внутренними распорядительными документами налоговых органов, которые не размещены в открытом доступе. Вместе с тем отдельные выдержки из них приводятся в разъясняющих письмах ФНС России (смотрите, например, письма ФНС России от 27.12.2016 N БС-4-11/25114@, от 20.03.2015 N ГД-4-3/4431@, от 28.02.2013 N БС-4-11/3314 и др.)

Все консультации данной рубрики