Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
19.04.2012
- В какой организационно-правовой форме возможно создание хозяйственного общества, учредителями которого будут выступать администрация муниципального образования и коммерческое предприятие (ОАО)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное образование может учредить только открытое акционерное общество, общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью. При этом уполномоченный орган местного самоуправления может выполнять функции и полномочия учредителя, действуя от имени муниципального образования. Одним из учредителей этого хозяйственного общества может выступать ОАО.
Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не определено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Аналогичное положение закреплено и в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Из этого следует, что по общему правилу государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ. Исключения должны быть установлены законом.
Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Следовательно, ОАО может выступать одним из учредителей хозяйственного общества. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация субъекты РФ, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К таким субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следовательно, сами муниципальные образования могут выступать учредителями хозяйственных обществ наравне с физическими и юридическими лицами. При этом в отношениях по учреждению юридических лиц уполномоченный на это орган местного самоуправления будет действовать от имени муниципального образования.
Особенность участия муниципального образования в учреждении акционерных обществ заключается в том, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 208-ФЗ общества, учредителями которых выступает муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми. Впрочем, действующий в настоящее время Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" возможности создания закрытого акционерного общества в процессе приватизации не предусматривает.
В силу ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Таким образом, муниципальное образование может учредить только открытое акционерное общество, общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью. При этом уполномоченный орган местного самоуправления может выполнять функции и полномочия учредителя, действуя от имени муниципального образования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузнецова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
3 апреля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним