Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

13.09.2019
ВОПРОС:
Госконтракт заключен с разбивкой и графиком поставки по филиалам в разных городах. Товар поступает с накладной в филиал.
Где должны храниться накладные, если контракт подписан руководителем головного учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объем полномочий филиала определяется головным учреждением в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положением об обособленном структурном подразделении (филиале). Поэтому хранение товарных накладных возможно как в головном учреждении, так и в филиале, при условии наделения его такими обязанностями.

Обоснование вывода:
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ). В процессе деятельности филиала имущество может приобретаться как головным учреждением с дальнейшим перераспределением его между обособленными подразделениями (филиалами), так и непосредственно самими филиалами в соответствии с делегированными им полномочиями. Сделки, совершенные руководителем филиала при наличии соответствующих полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица (п. 129 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), так как соответствующим статусом во всех случаях обладает не филиал, а создавшее его юридическое лицо. Независимо от того, кем приобреталось имущество (головным учреждением или филиалом), право оперативного управления на него принадлежит учреждению в целом.
Исчерпывающий перечень экономических субъектов, на которые распространяется действие Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), определен в ст. 2 Закона N 402-ФЗ. Экономическими субъектами являются филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Таким образом, филиалы и иные подразделения юридического лица субъектами учета не являются.
Согласно п. 22 СГС "Концептуальные основы" правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки, устанавливаются субъектом учета в рамках формирования его учетной политики. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (учреждения), который обязан возложить ведение бухгалтерского учета, в частности, на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта (ч.ч. 1, 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 14 Инструкции N 157н). Соответственно, руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов и регистров, а также обязанности по их хранению филиалу, предусмотрев такие полномочия положением об обособленном структурном подразделении (смотрите, например, письмо Минфина России и Министерства экономического развития РФ от 17.01.2017 NN 09-05-07/1509, 749-ЕЕ/Д28и, письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098).
Из изложенного следует, что объем полномочий филиала определяется головным учреждением на основании положения об обособленном структурном подразделении (филиале). В данном положении может быть установлен порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности филиалом, его взаимоотношений с головным учреждением. При этом в учетной политике самого экономического субъекта целесообразно детализировать или разграничить вопросы, касающиеся ведения бухгалтерского учета, порядка документооборота и оформления документов, а также их хранения.
В рассматриваемой ситуации материальные ценности поступают непосредственно в филиалы головного учреждения. По общему правилу принятие имущества к учету осуществляется на основании первичных документов (смотрите, например, п. 20 СГС "Концептуальные основы", п.п. 34, 48, 63, 114 Инструкции N 157н). Поэтому логично предположить: несмотря на то, что государственный контракт заключен головным учреждением, хранение первичных документов, в частности, товарных накладных, возможно как в головном учреждении, так и его филиале, при условии возложения таких обязанностей на уполномоченное лицо - сотрудника филиала.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики