Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

26.09.2019
ВОПРОС:
Заказчик осуществляет закупки в соответствии с правилами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". У учреждения изменилось наименование, о чем была сделана соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Нужно ли заключать дополнительные соглашения к контрактам с указанием нового наименования, размещенным в реестре контрактов в ЕИС, или только нужно уведомить поставщиков, исполнителей?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации составлять дополнительное соглашение к контрактам, направлять какие-либо документы для включения в реестр контрактов не требуется.

Обоснование вывода:
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот закон основан на нормах в том числе Гражданского кодекса РФ. Заключаемые в соответствии с этим законом контракты являются гражданско-правовыми договорами, к которым применяются, в частности, общие положения ГК РФ о договоре (если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Под условиями договора понимаются предмет договора, способ и порядок исполнения обязательств по договору, иные обстоятельства, подлежащие согласованию сторонами сделки (смотрите, в частности, ст.ст. 1, 307, 309, 310, 420, 421 ГК РФ). Для изменения условий договора по общему правилу требуется согласие его сторон, которое может быть выражено, в частности, путем подписания дополнительного соглашения. Изменение же наименования какой-либо из сторон договора в таком согласовании не нуждается.
Юридическое лицо, участвуя в том или ином договоре, действует от своего имени (ст. 48 ГК РФ), которое само по себе не является условием договора и не может изменяться по согласованию сторон договора. Таким образом, изменение наименования какой-либо из сторон договора не является изменением условий договора и не требует подписания дополнительного соглашения (не содержит таких требований и Закон N 44-ФЗ). Права и обязанности по заключенному контракту в этом случае не изменяются, контракт продолжает действовать и должен исполняться надлежащим образом.
Подтверждающей сказанное правоприменительной практики, которая касалась бы контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, мы не обнаружили, однако в отношении иных гражданско-правовых договоров подобная практика представлена весьма широко (смотрите, например, решение АС Свердловской области от 18.06.2010 N А60-9667/2010-С12, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2011 по делу N А53-16076/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2010 по делу N А70-4146/2009, Одиннадцатого ААС от 09.06.2011 N 11АП-5332/11, кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.06.2010 по делу N 33-14990/2010, постановление Девятого ААС от 10.02.2014 N 09АП-46620/13).
Разумеется, стороны контракта могут зафиксировать факт изменения наименования одной из них путем подписания двустороннего документа (например, дополнительного соглашения к контракту), содержащего информацию об изменении наименования (аналогичные разъяснения даны Минэкономразвития в письме от 31.03.2016 N Д28и-854 по вопросу о возможности составления такого соглашения в ситуации изменения банковских реквизитов сторон). Заключение такого соглашения не свидетельствует об изменении условий контракта. В целях надлежащего исполнения контрагентами обязательств перед заказчиком достаточно получения простого письменного уведомления об изменении наименования от заказчика с приложением подтверждающих документов (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).
Информация и документы, относящиеся к заключенным заказчиками контрактам, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр), перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. К таким информации и документам относятся в том числе наименование заказчика (п. 1 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 2 Правил), информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены (п. 8 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. "з" п. 2 Правил).
Согласно пункту 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:
- в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а"-"ж", "и", "м" и "о" пункта 2 Правил;
- в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 настоящих Правил.
Требований о направлении для включения в реестр каких-либо документов в связи с изменением наименования стороны контракта названные нормативные акты не предусматривают. Поэтому направлять какие-либо документы в Федеральное казначейство при изложенных в вопросе обстоятельствах не требуется. Это касается как дополнительного соглашения к контракту, так и документов, подтверждающих изменение наименования заказчика. Подобной обязанности не установлено ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни Правилами.
Таким образом, в приведенной ситуации составлять дополнительное соглашение к контрактам, направлять какие-либо документы для включения в реестр контрактов не требуется.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Произошла реорганизация в форме преобразования унитарного предприятия (которое является заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в общество с ограниченной ответственностью. Является ли факт реорганизации заказчика в форме преобразования основанием для расторжения контрактов, то есть прекращаются ли обязательства юридического лица в связи с его реорганизацией в форме преобразования, или они переходят к юридическому лицу, созданному в результате преобразования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

3 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 
 

Все консультации данной рубрики