Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.10.2019
- На территории федерального казенного учреждения имеется кирпичное строение, используемое под склад. На строение нет никаких документов, на балансовых счетах недвижимое имущество не отражено. При проверке вышестоящими органами данный факт отмечен как нарушение, внесено предложение отразить строение в бюджетном учете казенного учреждения и получить право собственности на него.
С чего начать процесс отражения недвижимости в учете:
- выявить данное здание при проведении инвентаризации;
- поставить на забалансовый счет 01;
- оценить по средней стоимости квадратного метра?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения отражение неучтенных объектов основных средств осуществляется на основании результатов инвентаризации. Для принятия на балансовый учет недвижимого имущества учреждению необходимо располагать документами, подтверждающими государственную регистрацию права. В период оформления государственной регистрации учреждение может осуществлять учет такого объекта недвижимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, признаваемая справедливой стоимостью. Оценка может осуществляться учреждением самостоятельно на основании заключения профильной комиссии или с привлечением оценочной организации (экспертов), главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально. В случае, если данные о ценах на аналогичные материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, до получения таких данных учреждение вправе признать текущую оценочную стоимость в условной оценке: один объект, один рубль.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признание вещи бесхозяйной. После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи в бюджетном учете казенное учреждение должно отразить ее поступление в качестве излишков в порядке, предусмотренном п. 7 Инструкции N 162н.
Неучтенный ранее объект должен отражаться по результатам проведенной инвентаризации. В части документального оформления в соответствии с нормами приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н учреждениями госсектора должны применяться Инвентаризационные описи (ф.ф. 0504081-0504089, 0504091) и Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что должна быть составлена Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета в количественном и стоимостном выражении. Результаты инвентаризации оформляются Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835), к которому прилагается, при наличии, Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В качестве основания для принятия к учету объекта профильной комиссией учреждения может быть составлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Обратим внимание, что в силу своего назначения и характеристик, скорее всего, кирпичное строение должно быть отнесено к недвижимому имуществу. Согласно п. 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, если материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании)) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права (п. 36 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257). Поэтому в случае, если на основании решения профильной комиссии строение должно быть отнесено в состав недвижимого имущества, то для его принятия на балансовый учет казенному учреждению необходимо располагать документами, подтверждающими государственную регистрацию.
До регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества у учреждения отсутствуют основания для учета подобных объектов на счетах аналитического счета 101 00 "Основные средства" (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016). В соответствии с положениями действующего законодательства в течение времени оформления государственной регистрации учреждение может осуществлять учет такого объекта недвижимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н, п. 9.6 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932).
Выявленное в ходе проведения инвентаризации кирпичное строение и не учтенное ранее в данном случае можно рассматривать в качестве необменной операции, то есть операции, в ходе которой субъект учета получает активы без непосредственного предоставления в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам) (п. 7 СГС "Основные средства"). В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (смотрите также п. 22 СГС "Основные средства").
Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются (п. 54 СГС "Концептуальные основы"):
- метод рыночных цен;
- метод амортизированной стоимости замещения.
Однако для конкретной ситуации согласно п. 25 Инструкции N 157н определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанного актива на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется на основе цены, действующей на дату принятия к учету имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта профильной комиссией используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в профильной комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов. В случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бюджетного учета и полноты отражения в бюджетном учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета в условной оценке: один объект, один рубль.
Обратим внимание, что действующее законодательство не содержит обязательного требования об обращении к оценщикам или независимым экспертам в отношении определения справедливой стоимости. Другими словами, заключение договора с оценочной организацией (экспертом) является правом, а не обязанностью учреждения госсектора. Оценка может осуществляться самостоятельно на основании заключения профильной комиссии учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально (п. 59 СГС "Концептуальные основы").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
13 сентября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним