Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.04.2012
ВОПРОС:
Учреждение (получатель бюджетных средств) направило работника в командировку. При возвращении из командировки работник приложил к авансовому отчету электронный билет стоимостью 4125,00 руб., посадочный талон, товарный и кассовый чеки, выданные сторонней организацией, в которых первым пунктом указаны номер билета и его стоимость (4125,00 руб.), а вторым пунктом - плата за услуги по подбору оптимального маршрута и провозной платы стоимостью 480,00 руб.
Может ли учреждение возместить расходы подотчетному лицу? Как избежать претензий со стороны органов финансового контроля в неэффективном использовании учреждением бюджетных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, учреждение может возместить расходы подотчетному лицу по приобретению билетов через стороннюю организацию при наличии лимитов бюджетных обязательств по соответствующей статье (подстатье) Классификации операций сектора государственного управления и включения данных расходов в бюджетную смету, утвержденной в установленном порядке.
Во избежание претензий со стороны органов финансового контроля в неэффективном использовании учреждением бюджетных средств необходимо привести обоснование экономической целесообразности произведенных расходов.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. ст. 167, 168 ТК РФ при направлении в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику, в том числе расходы по проезду и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Отметим, что плата, взимаемая сторонними организациями (агентствами) за оказанные услуги при покупке железнодорожных или авиабилетов, является платой за дополнительные услуги, такие как организация продажи проездных документов в удобных для населения местах, расширенное информационное обеспечение пассажиров, подбор оптимального маршрута, оказание сопутствующих услуг. При этом такие услуги не входят в стоимость билета.
Из положений действующего законодательства следует, что при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах. Следовательно, любые расходы, обоснованно осуществленные работником в ходе выполнения служебного задания, производятся именно в интересах работодателя, а не работника (смотрите решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04). Такие расходы не могут оплачиваться за счет средств работников, так как они осуществлялись на основании соответствующих решений работодателя.
Таким образом, если билеты были приобретены на основании приказа о направлении сотрудника в командировку и приобретение данных билетов через стороннюю организацию (агентство) было заранее согласовано, то у учреждения нет оснований для отказа в возмещении сотруднику данных расходов.
Следует понимать, что обязанность учреждения по возмещению сотруднику соответствующих расходов вовсе не означает, что при осуществлении контрольных мероприятий не должен рассматриваться вопрос об обоснованности принятия решений о приобретении билетов через сторонние организации (агентства).
В частности, должны соблюдаться следующие принципы бюджетной системы РФ:
1. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения;
2. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).
Следовательно, решение о приобретение билетов через стороннюю организацию может быть принято только при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств и соответствующих объемов финансирования. В свою очередь, такое решение должно быть обосновано как с организационной, так и с экономической точки зрения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

4 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики