Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

10.10.2019
ВОПРОС:
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", по некоторым педагогическим должностям установлена продолжительность рабочего времени, а по некоторым - норма часов за ставку заработной платы.
Чем отличаются эти два понятия? Каким образом работодатель должен распределять и планировать в локальных нормативных актах, трудовых договорах, расписаниях, графиках работы рабочее время педагогов, не входящее в норму часов педагогической работы, а также отражать его в табеле учета рабочего времени?
ОТВЕТ:

В соответствии с частью второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, ст. 333 ТК РФ).
При этом в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", раздел II Приложения к приказу Минобрнауки РФ от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Приказ N 536), п.п. 1.1, 1.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ N 1601)).
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются приказом N 1601.
Исходя из содержания приказов N 536 и N 1601 всех педагогических работников можно разделить на две группы: те, кому устанавливается только продолжительность рабочего времени (при этом продолжительность собственно педагогической работы в пределах этого времени не нормируется), и те, для кого в пределах установленной им продолжительности рабочего времени также определяется и норма часов педагогической работы (преподавательской работы, учебной нагрузки). Второй категории педагогических работников необходимо соблюдать не только продолжительность рабочего времени (ст. 333 ТК РФ), но и норму часов педагогической работы внутри этого времени*(1).
Как следует из п. 1.2 Приказа N 536, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, а также Приказом N 536 с учетом:
а) режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определенного времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;
б) продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы по приказу N 1601, а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;
в) объема фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;
г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;
д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора*(2).
Таким образом, работодатель самостоятельно определяет в правилах внутреннего трудового распорядка режим труда и отдыха сотрудников (в том числе - и время выполнения нормируемой части педагогической работы, если в этом имеется необходимость).
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Такая обязанность вменена законом всем работодателям, в том числе и работодателям педагогических работников. То, каким именно образом в табеле учета рабочего времени будет отражено отработанное педагогом рабочее время (с разбивкой на нормируемую часть педагогической работы, если таковая у данного сотрудника имеется, и остальную, или же без такой разбивки), работодатель определяет самостоятельно*(3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос: Учителю установлена учебная нагрузка 38 часов в неделю. Является ли правильной формулировка в дополнительном соглашении о том, что работнику устанавливается по занимаемой должности учебная нагрузка (нормируемая часть педагогической работы) в объеме 38 часов в неделю. Не противоречит ли данная формулировка ст. 333 ТК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)
*(2) Вопрос: Я являюсь преподавателем колледжа. Администрация заставляет всех преподавателей находиться в колледже с 8.00 до 16.12. Правомерно ли это? Ведь все мы имеем почасовую оплату, получаем тарификацию. И правильно ли в трудовом договоре установлена мне 36-часовая рабочая неделя? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", апрель 2018 г.)
*(3) Вопрос: Бухгалтерия бюджетного образовательного учреждения при начислении заработной платы педагогическим работникам не требует табеля рабочего времени, а начисляет по приказу при зачислении сотрудника. Как отражается в табеле учета рабочего времени педагогических работников (если таковой необходимо вести) факт выполнения профессорско-преподавательским составом не только преподавательской (учебной) работы, но и другой педагогической работы, предусмотренной должностными обязанностями? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2009 г.)

Все консультации данной рубрики