Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

16.10.2019
ВОПРОС:
Организация проводит закупку обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО согласно Закону N 44-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" организация проводит закупки обязательного аудита и аудит финансовой отчетности, подготовленные в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Извещение и документация размещается в специальном разделе на сайте zakupki.gov.ru. Способ закупки - открытый конкурс в электронной форме.
Электронная подпись получается в Федеральном казначействе для работы в данном разделе.
После размещения Протокола подведения итогов (определения победителя) какие обязанности у заказчика по процедуре заключения договора? Договор должен быть заключен на электронной площадке, где проводилась закупка? (etp.zakazrf.ru), или договор подписывается на бумаге и уже не относится к Законам N 223 ФЗ и N 44-ФЗ, не вносится в Реестр договоров по Закону N 223-ФЗ и реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ? Правильно ли, что после процедуры подведения итогов закупки данный договор не относится ни к Закону N 223-ФЗ, ни к Закону N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Договор на проведение обязательного аудита заключается в электронной форме с использованием ЕИС и электронной площадки по результатам открытого конкурса в электронной форме, который проводится в порядке, предусмотренным Законом N 44-ФЗ. Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с заключением указанного в вопросе договора. АО не обязано направлять информацию о заключенном договоре для включения в реестр контрактов либо реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должен заключаться акционерными обществами, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ следует, что при заключении договора на проведение обязательного аудита применяться должны не все положения Закона N 44-ФЗ, а лишь положения, регулирующие порядок проведения открытого конкурса в электронной форме и заключения договора по итогам его проведения. Аналогичные разъяснения даны, в частности, в письме Минэкономразвития России от 24.02.2017 N Д28и-1443.
В ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что если законодательством с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения контрагента в соответствии с Законом N 44-ФЗ, то при их проведении положения ст.ст. 14, 23, 28-30, 34, 35 Закона N 44-ФЗ не применяются, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует применять лишь "процедурные" нормы Закона N 44-ФЗ. Это исключает, в частности, необходимость применения положений Закона N 44-ФЗ, посвященных планированию, нормированию закупок, исполнению заключенных контрактов и т.п. (смотрите в связи с этим п. 2 письма Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18). А поскольку Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не распространяется на отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), направлять информацию о заключении договора на проведение обязательного аудита для включения в реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, также не требуется.
Часть 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ не указывает на то, идет ли в ней речь об открытом конкурсе именно в электронной форме. Согласно ч. 2 ст. 24, ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме. Исключений из этого правила для случаев осуществления закупки на оказание услуг по проведению обязательного аудита ни ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормы не предусматривают. Отсюда, на наш взгляд, следует, что такие закупки должны осуществляться путем проведения конкурса именно в электронной форме. Официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили, однако в правоприменительной практике встречаются примеры именно такого подхода (решения УФАС по Санкт-Петербургу от 22.02.2019 N 11-13/19, УФАС по Кировской области от 11.03.2019 N 043/06/54.5-30/2019, УФАС по Приморскому краю от 30.05.2019 N 025/06/32-263/2019). Осуществление же закупки путем проведения электронной процедуры предполагает (ст.ст. 54.1-54.7, ст. 55.1, ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ), что договор по ее результатам должен быть заключен в электронной форме с использованием ЕИС и электронной площадки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

26 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики