Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
17.10.2019
- В ноябре 2014 года между государственными учреждениями был заключен договор на оказание услуг по организации питания. Заказчиком является государственное бюджетное учреждение образования. Имеется лицензия на право осуществления образовательной деятельности. На основании какого закона заключен договор с исполнителем, неизвестно. Услуги по организации питания оказывает обособленное подразделение исполнителя. Услуги оказываются студентам, преподавателям заказчика, которые оплачивают питание через кассу самостоятельно. Также исполнителю предоставляется помещение для разогрева пищи.
Какой договор необходимо заключить для оказания услуг по организации питания?
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). ГК РФ предусматривает несколько видов договоров, предметом которых является предоставление прав владения и (или) пользование. К ним, помимо договора аренды, относится, в частности, договор безвозмездного пользования (ссуды). Если в рассматриваемой ситуации для оказания услуг по организации питания во владение и (или) пользование исполнителю должно быть предоставлено помещение, ничто не препятствует передать его исполнителю на условиях безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ) или на иных не противоречащих закону условиях, не отвечающих признакам договора аренды (см. п. 2 ст. 421 ГК РФ).
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) договоры аренды и безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом заключаются в порядке, предусмотренном указанной статьей. По общему правилу такие договоры заключаются только по итогам проведения конкурсов или аукционов. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен п.п. 1-16 ч. 1, ч. 3.1, ч. 3.2 и ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ (смотрите также п. 1 разъяснений ФАС России от 05.06.2012).
1) Согласно п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ проведение торгов не требуется в случае передачи государственного или муниципального имущества лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора.
Как видим, помещение, принадлежащее государственному бюджетному учреждению, может быть передано в пользование на основании указанного пункта лишь такому лицу, с которым учреждением в соответствии с законом заключен государственный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого контракта. Поскольку иное не предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, вид договора, на основании которого помещение может передаваться в пользование исполнителю в целях оказания им услуг по организации питания, определяется документацией о закупке или соглашением сторон. Иными словами, принципиально между учреждением и исполнителем может быть заключен договор безвозмездного пользования соответствующим помещением*(1).
2) Согласно ч. 3.2 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Приведенной нормой возможность заключения бюджетным учреждением договора безвозмездного пользования с организацией общественного питания не поставлена в зависимость от того, в соответствии с каким законом (44-ФЗ или 223-ФЗ) с такой организацией заключен договор на оказание услуг по организации питания. Поэтому в рассматриваемой ситуации, как мы полагаем, помещение может быть передано в безвозмездное пользование исполнителю без проведения торгов на основании ч. 3.2 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ*(2).
3) Наконец, еще одним основанием для передачи помещения в безвозмездное пользование исполнителю без проведения торгов в рассматриваемой ситуации является п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. Этот пункт (с учетом ч. 3 той же статьи) позволяет без проведения торгов передавать права владения и (или) пользования в отношении государственного имущества (в том числе по договорам безвозмездного пользования) государственным учреждениям. Поскольку структурное подразделение организации не является самостоятельным лицом, в рассматриваемой ситуации исполнителем в договоре об оказании услуг по организации питания является МГУ (бюджетное учреждение). Следовательно, помещение, необходимое для оказания соответствующих услуг, может быть передано ему в безвозмездное пользование без проведения торгов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
26 сентября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что для передачи помещения в пользование другому лицу учреждению следует получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
*(2) О различных подходах к применению этой нормы смотрите в ответе на Вопрос: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования обратилось в районное управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования за получением согласия на передачу в безвозмездное пользование муниципальных нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении учреждения, другому муниципальному бюджетному учреждению. Оно получило отказ со ссылкой на части 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Правомерен ли отказ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.), а в подтверждение возможности применения этой нормы - также материалы: Информация Федеральной антимонопольной службы от 16 сентября 2019 г. "Заключение договоров аренды и иных договоров владения (пользования) в отношении государственного (муниципального) имущества площадью двадцать квадратных метров и менее"; решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июля 2019 г.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним