Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.10.2019
ВОПРОС:
Планируется проведение конкурсной процедуры по обеспечению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путевками в детские оздоровительные лагеря. Ранее для этой цели орган исполнительной власти закупал путевки, распределял их между подведомственными учреждениями, которые в дальнейшем предоставляли путевки нуждающимся лицам и вели отчетность. Согласно внесенным поправкам в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в настоящее время наименование проводимой процедуры определено как "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей".
Как организовать бюджетный учет закупаемой услуги в учреждении - органе исполнительной власти, если Реестр детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ведется самостоятельно подведомственными учреждениями по территориальному признаку?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отражение расчетов по контракту предоставления услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, производится в бюджетном учете органа исполнительной власти, выступающего в роли заказчика услуг, на балансовом счете 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам". Передача (принятие) обязательств в рамках расчетов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, нормативными документами, регулирующими бюджетный учет, не предусмотрена.
В целях организации внутриведомственного управленческого учета получаемых для оказания государственной услуги социальной направленности бланков путевок может применяться забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности".

Обоснование вывода:
Организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является государственной услугой, предоставляемой исполнительным органами власти. Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной услуги, определяется Административным регламентом, утверждаемым соответствующим исполнительным органом власти (п.п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). Как правило, конечным результатом предоставления рассматриваемой государственной услуги являются: предоставление путевки в оздоровительное учреждение на ребенка или мотивированный отказ (п. 7 Административного регламента, утвержденного приказом Минсоцзащиты Республики Мордовия от 12.03.2010 N 56, п. 3 Административного регламента, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Ростовской области от 27.06.2016 N 38)*(1).
Исполнительный орган власти обязан осуществлять свою закупочную деятельность на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Однако c учетом требований, определенных Федеральным законом от 01.05.2019 N 69-ФЗ, приобретение путевок, необходимых для выполнения рассматриваемой государственной услуги, должно осуществляться как "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей" (п.п. 3 п. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ)*(2). При этом действующее законодательство в области закупок не дает разъяснений, что должно являться итогом такой закупки: услуга по организации оздоровления и отдыха, оказанная определенному количеству детей, или количество предоставленных заказчику путевок. Анализ размещенных в Единой информационной системе*(3) извещений на проведение конкурсных процедур также не позволяет получить однозначного ответа. Проекты контрактов содержат разные показатели и требования. Например:
- обязательное предоставление бланков путевок заказчику за 30 дней до начала смены;
- определение гарантии оказания услуги исполнителем - предоставление путевок непосредственно получателю государственной услуги (законному представителю ребенка). При этом пакет документов, подтверждающих факт оказания услуги, включает отрывные корешки путевок или Реестр оздоровленных детей, ранее подготовленный, утвержденный заказчиком и переданный исполнителю.
Таким образом, производимая закупка в бухгалтерском учете заказчика (например, органа исполнительной власти) должна отражаться с учетом всех особенностей заключенного контракта: единицы измерения услуги (условная единица или количество детей, количество путевок), пакета документов, прилагаемых к Акту оказанной услуги (накладная на передачу бланков путевок или Реестр получателей путевок).
Если предметом заключаемого контракта определено "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей", то расчеты по нему в бюджетном учете следует отражать на счете 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам". Обращаем внимание, что в этом случае передача актива*(4) не производится и, следовательно, иные балансовые счета учета не используются. Нормативными документами, регулирующими бюджетный учет (Инструкция N 157н, Инструкция N 162н, СГС "Концептуальные основы...") не рассматривается возможность передачи с баланса органа исполнительной власти (ГРБС) подведомственным учреждениям остатков по счетам раздела "Обязательства" в рамках расчетов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.
На основе вышеизложенного можно предложить следующую схему организации учета "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей":
- контракт заключается органом исполнительной власти, ответственным за организацию отдыха и оздоровления детей;
- расчеты по оказанным услугам ведутся в бюджетном учете органа исполнительной власти;
- расчет объема услуги (для рассматриваемого случая наиболее оптимальным является количество заказываемых путевок) определяется на основании информационных данных, полученных от подведомственных учреждений, в обязанность которых входит работа с населением по предоставлению государственных услуг в области социальной защиты. Информационные данные должны передаваться в головную организацию в определенные сроки, в утвержденном формате и содержать все необходимые сведения, подтверждающие право получения услуги. Передача может осуществляться как на бумажном носители, так и в электронном виде. Следовательно, для этих целей необходимо разработать и утвердить внутренний локальный акт;
- в контракте может быть предусмотрена передача бланков путевок от исполнителя заказчику. Таким образом, будут выполнены требования Административного регламента, если он предполагает выдачу путевки (бланка путевки) заявителю государственной услуги. Бланки путевок отпечатаны в типографии, имею серию и номер, заверены печатью организации, их предоставившей, т.е. они имеют признаки бланков строгой отчетности. Бюджетный учет полученных бланков можно организовать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности". При таком подходе становится допустимой внутриведомственная передача бланков путевок (например, от головной организации - органа государственной власти подведомственным учреждениям). Это позволит организовать управленческий учет полученных и выданных путевок за любой период времени, возврат неиспользованных путевок, определить адресность на момент выдачи путевки;
- процедура подписания заказчиком (органом исполнительной власти) Акта оказанных услуг с исполнителем по контракту должна включать информационное подтверждение от подведомственных учреждений, в обязанности которых входит работа с населением по предоставлению государственных услуг в области социальной защиты, об объемах выполненных (оказанных) услуг, их количестве и качестве.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Иная позиция в определении конечного результата государственной услуги содержится в п. 2.3 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 29.01.2018 N 44, п. 15 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 24.08.2016 N 406-осн.
*(2) Про возможный выбор способа закупки смотрите в Энциклопедии решений. Условия применения конкурса с ограниченным участием по Закону N 44-ФЗ.
*(3) Официальный сайт Единая информационная система в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
*(4) Путевка как объект бюджетного учета является финансовым активом и подлежит отражению на счете 201 35 "Денежные документы". 

Все консультации данной рубрики