Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

01.11.2019
ВОПРОС:
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (в редакции от 27.12.2018) "О специальной оценке условий труда" работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
1. Обязательна ли к исполнению данная норма с учетом того, что такая обязанность не возникает для тех работодателей, у которых отсутствует официальный сайт?
2. Если сайт существует, какая ответственность предусмотрена за нарушение указанной нормы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Указанная норма обязательна только для тех юридических лиц, которые имеют свой официальный сайт.
2. Организация, имеющая официальный сайт, а также ее должностные лица в случае невыполнения указанной в вопросе обязанности могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или штрафа.

Обоснование вывода:
Как следует из формулировки в части 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), размещение сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда (далее также - СОУТ) и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, осуществляется организациями на своих официальных сайтах в сети Интернет при их наличии.
При этом Закон N 426-ФЗ не раскрывает понятия "официальный сайт". Действующее законодательство на сегодняшний день не содержит общепринятых критериев, по которым сайт признается официальным. Полагаем, что под официальным можно понимать сайт, контроль размещения информации на котором осуществляется либо самой организацией, либо иными уполномоченными ею лицами (например, если организация является заказчиком услуги хостинга сайта).
Создание собственного сайта не является обязательным для всех организаций - такая обязанность на юридическое лицо может быть возложена законом только при осуществлении определенных видов деятельности (смотрите Энциклопедию решений. Сайт юридического лица).
Таким образом, указанная норма обязательна для исполнения лишь для тех лиц, которые создали собственный сайт как добровольно, так и в силу требований закона. При этом сведения, указанные в части 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, должны быть размещены на таком сайте таким образом, чтобы они были доступны для ознакомления с ними неопределенного круга лиц (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.09.2017 по делу N 33а-15972/2017).
Норма части 6 ст. 15 содержится в главе 2 Закона N 426-ФЗ, которая носит название "Порядок проведения специальной оценки условий труда". Соответственно, невыполнение обязанности по размещению работодателями сведений, перечисленных в части 6 ст. 15 Закона 426-ФЗ, на сайте компании (при его наличии) является нарушением порядка проведения СОУТ, за что организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из структуры санкции приведенной нормы следует, что за указанное правонарушение установлены альтернативные виды административного наказания: предупреждение или штраф. Субъектами ответственности названы как физические лица (должностные лица, индивидуальные предприниматели), так и юридические лица.
В силу ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. То есть предупреждение, как официальное административное порицание, может налагаться и на юридическое лицо. Такой же вывод сформулирован Верховным Судом РФ в ответе на вопрос 15 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года. Аналогичного мнения придерживаются и другие суды (смотрите, к примеру, решение Архангельского областного суда от 16.04.2015 по делу N 7р-305/2015, решение Хабаровского краевого суда от 12.11.2015 по делу N 12-408/2015, решение Кировского областного суда от 17.09.2015 по делу N 77-531/2015).
Таким образом, организация, имеющая сайт, а также ее должностные лица в случае невыполнения обязанности, предусмотренной частью 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Отметим также, что при отсутствии у административно-контролирующих органов доказательств наличия у организации официального сайта суды отменяют постановления о привлечении их к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 ТК РФ (смотрите, например, решение Кировского городского суда Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N 12-86/2018, решение Агинского районного суда Забайкальского края от 06.07.2018 по делу N 2а-277/2018).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

9 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики