Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.11.2019
ВОПРОС:
Заказчик заключил с ООО договор поставки продуктов питания в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Согласно условиям договора ООО обязано поставить товар в течение трех рабочих дней по предварительной заявке заказчика. Ответственность сторон указана в договоре - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042. Поставщик (ООО) по трем предварительным заявкам заказчика товар (продукты питания) не поставил. Указанный договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке в декабре 2018 года, был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с положением о закупке.
Какова ответственность поставщика (ООО) за данное нарушение согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042:
- 10% от цены договора;
- только неустойка;
- 10% и неустойка?
ОТВЕТ:

По данном вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, в рассматриваемом случае у заказчика имеются основания для предъявления контрагенту требования об уплате пени и штрафа.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями этого обязательства (ст. 309 ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, основанных на договорах, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Поскольку указанный Федеральный закон не содержит специальных правил о начислении неустойки, в ГК РФ императивные предписания относительно договорных условий о размере штрафов и пеней также отсутствуют, при определении размера неустойки заказчик вправе исходить из закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора, позволяющего сторонам любого гражданско-правового договора определить его условия по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Иными словами, договором, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ, могут быть предусмотрены любые не противоречащие законодательству положения об ответственности контрагента (в том числе за нарушение "сопутствующих", "организационных" обязательств), в том числе в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила, Постановление N 1042) в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Соответствующие правила могут быть предусмотрены и положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В связи с этим следует отметить, что в настоящее время утвержденные Постановлением N 1042 правила (далее - Правила) устанавливают только порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (п. 1 этого документа). С 14 августа 2019 года в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление N 1042 Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011, порядок начисления пени этот документ не регламентирует*(1). Однако в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе до 14 августа 2019 г. либо приглашения принять участие в которых направлены до 14 августа 2019 г., Постановление N 1042 применяется в предыдущей редакции, предусматривающей в том числе порядок начисления пени (п. 10 Положения, утвержденного Постановлением N 1042 , в предыдущей редакции).
Нормы указанного Положения как в актуальной, так и в предыдущей редакции, указывают на разные основания для начисления таких видов неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (договору), как штраф и пени. Если пени начисляются за просрочку исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, штрафы - за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (договором).
В правоприменительной практике выработан подход, признающий принципиально возможным одновременное взыскание заказчиком штрафа и пени в случае неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360). Как следует из разъяснений, приведенных в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта подлежат взысканию пени за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту (пени начисляются до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения)*(2). Кроме того, одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
Если же нарушения контрагента сводятся только к просрочке исполнения, то основания для взыскания штрафа отсутствуют (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2017 N Ф02-7749/16, постановление Семнадцатого ААС от 21.08.2017 N 17АП-9856/17, постановление АС Северо-Западного округа от 16.03.2017 N Ф07-1726/17).
Таким образом, учитывая в рассматриваемой ситуации факт одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по причине неоднократной просрочки исполнения обязательств контрагента по поставкам, а также то обстоятельство, что правила начисления неустоек в договоре установлены в соответствии с Постановлением N 1042, можно сделать вывод о том, что требование заказчика об уплате пени и штрафа является обоснованным.
В то же время отметим, что однозначный вывод в конкретной ситуации может быть сделан только судом после изучения фактических обстоятельств дела с учетом формулировок условий конкретного договора.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Унитарное предприятие выступает исполнителем работ, а также поставщиком по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно условиям контрактов за нарушение обязательств с исполнителя (поставщика) может быть взыскан штраф в твердой сумме, а также за нарушение сроков выполнения работ (поставки товаров) установлена ответственность в виде пени. Контракты не расторгаются, но выполнены с нарушением сроков (18 дней просрочки). Правомерно ли за одно нарушение взыскивать и штраф, и пени? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 изменения, утвержденные этим документом, не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня вступления в силу этого постановления либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.
*(2) Также отметим, что, на наш взгляд, пени за нарушение срока поставки товара могут начисляться только до окончания срока действия договора поставки (контракта), так как ст. 521 ГК РФ предусматривает, что установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров, как правило, взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.07.2019 N Ф08-4925/19, постановление Пятнадцатого ААС от 03.02.2016 N 15АП-22895/15). Кроме этого, вне пределов сроков действия контракта заказчик вправе требовать от поставщика уплаты штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по поставке товара в случае непоставки части товара, в том числе по каждому факту недопоставки товара в период действия контракта (постановление АС Северо-Западного округа от 25.04.2019 N Ф07-4255/19, постановление Седьмого ААС от 23.01.2019 N 07АП-9774/18).

Все консультации данной рубрики