Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

07.11.2019
ВОПРОС:
В штатном расписании предусмотрены профессии охранника и водителя. Планируется принять на работу работников по профессии охранника и поручить им выполнение дополнительной работы по профессии водителя (совмещение профессий).
Нужно ли оформлять работникам путевые листы? Необходимо ли руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 при совмещении профессии водителя?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Выполнение охранником обязанностей по профессии водителя в порядке совмещения должностей не противоречит трудовому законодательству. На такого работника должен оформляться путевой лист. Вопрос применения к работнику Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, является спорным.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).
Норм, запрещающих или ограничивающих возможность выполнения работниками работы по профессии водителя в порядке совмещения профессий, действующее законодательство не содержит. Иными словами, заключив с работником трудовой договор о работе по профессии охранника, работодатель вправе поручить этому сотруднику с его согласия выполнение работы по профессии водителя.
Как следует из п. 1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение), оно разработано в соответствии со ст. 329 ТК РФ. Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. При буквальном толковании указанной нормы можно сделать вывод о том, что данный нормативный акт распространяется только на тех работников, которые выполняют обязанности водителя на основании трудового договора.
Однако должность (профессия), по которой работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения, за ним не закрепляется. Ведь выполнение дополнительной работы в основное рабочее время не предполагает заключения отдельного трудового договора; такая дополнительная работа не фиксируется и в трудовом договоре, заключенном с работником, и не гарантируется ему, поскольку поручение дополнительной работы всегда может быть досрочно отменено по инициативе работодателя (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). Отметим также, что главной особенностью совмещения и других видов дополнительной работы является то, что выполнение такой работы может быть поручено работнику только в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) (часть первая ст. 60.2 ТК РФ). В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. При совмещении и других видах дополнительной работы, указанных в ст. 60.2 ТК РФ, повышается интенсивность труда, но не его продолжительность. Поэтому время выполнения дополнительной работы в табеле учета рабочего времени отдельно не фиксируется*(1).
В то же время в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовую функцию водителя на основании заключенного с ним трудового договора. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Согласно части 1 ст. 20 Закона 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.
Таким образом, вопрос обязательности применения Положения в рассматриваемом случае является, на наш взгляд, спорным. Мы допускаем, что контролирующие органы могут трактовать п. 1 Положения расширительно, применяя его нормы не только к тем работникам, которые в соответствии с трудовым договором выполняют трудовую функцию водителя, но и к тем, которые исполняют обязанности водителя в рамках порученной им в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ дополнительной работы. О такой тенденции свидетельствуют разъяснения представителей Роструда (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Впрочем, примеры из судебной практики, подтверждающие эту позицию, нам обнаружить не удалось.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", далее - УАТ). Путевой лист составляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) в связи с эксплуатацией принадлежащих им транспортных средств. Поскольку в путевом листе указываются показания, дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку (пп.пп. 3, 4 п. 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, далее - Приказ N 152), с помощью этого документа можно определить пробег и время фактического использования транспортного средства.
Обязанность составлять путевые листы в соответствии с требованиями Приказа N 152 распространяется не только на организации и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов на основании договоров перевозки, но и на тех юридических лиц и ИП, с использованием транспортных средств которых осуществляются перевозки пассажиров или грузов для собственных нужд этих хозяйствующих субъектов (определение КС РФ от 29.01.2019 N 234-О, постановления ВС РФ от 13.09.2018 N 31-АД18-14, Восемнадцатого ААС от 27.09.2018 N 18АП-12206/18)*(2). Поскольку положения ст. 2 и других норм Закона N 196-ФЗ позволяют считать водителями абсолютно всех работников, которые управляют транспортными средствами в интересах юридического лица, путевой лист, оформление которого предусмотрено нормами УАТ, по нашему мнению, должен оформляться в том числе и в отношении сотрудника, выполняющего обязанности водителя в качестве дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором. Таким образом, время управления работником транспортным средством может подтверждаться именно в этом документе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

16 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если более детальная информация о времени, фактически отработанном в условиях совмещения основной работы с дополнительной, либо информация о фактически выполненном объеме дополнительной работы необходима для контроля за выполнением поручения либо для расчета причитающейся работнику суммы доплаты, работодатель вправе вести такой учет отдельно любым удобным ему способом. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Роструда (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
*(2) Подробнее о путевых листах смотрите в материале:
- Энциклопедия решений. Путевой лист: кому и зачем нужен.

Все консультации данной рубрики