Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
20.11.2019
- Был заключен контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Указанная подрядчиком в форме КС-2 стоимость выполненных работ по благоустройству территории при неизменности объема таких работ ниже цены, определенной в контракте (за счет применения понижающих коэффициентов при определении цены накладных расходов от фонда оплаты труда (ФОТ) и сметной прибыли от ФОТ).
Какую сумму должен выплатить заказчик подрядчику: сумму, равную стоимости выполненных работ, или сумму, равную цене контракта (подрядчик рассчитывает получить ту сумму, что указана в контракте; несмотря на сокращение себестоимости этих работ, разница составляет менее 10% от цены контракта)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выполненные в соответствии с контрактом работы должны быть оплачены по цене, определенной условиями контракта. Основания для уменьшения цены контракта в рассматриваемом случае отсутствуют.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, в случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 этого Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ (письмо Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-07/82968). Указанные в вопросе обстоятельства не включены в перечень оснований для изменения цены контракта.
Следует также отметить что исполнение контракта включает в себя в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ст. 309 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (п. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения; цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Причем из положений п. 1 ст. 743 ГК РФ следует, что составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законом не имеет*(1).
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ). В соответствии с положениями п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Само по себе подписание актов выполненных работ (услуг) свидетельствует о потребительской ценности для заказчика полученного результата и устанавливает обязанность уплатить денежные средства (смотрите аналогичный вывод в постановлении Пятнадцатого ААС от 01.11.2018 N 15АП-16170/18).
Вместе с тем само по себе указание в акте выполненных работ (КС-2) меньшего значения сметной стоимости работ*(2), на выполнение которых заключен контракт, не влияет на цену этого контракта и отдельных предусмотренных им работ*(3). Установленная же контрактом стоимость работ не соотносится с фактическими расходами подрядчика и подлежит уплате в соответствии с условиями контракта (письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, постановление АС Центрального округа от 31.05.2016 N Ф10-1465/16, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.08.2016 N Ф08-6101/16). При этом изменение цены контракта, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности (ч.ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Таким образом, в рассматриваемом случае выполненные в соответствии с контрактом работы должны быть оплачены по указанной в контракте цене.
К сведению:
В письме Минстроя России от 23.03.2015 N 7830-ЛС/03 указано, что проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства выполняется на стадии, предшествующей установлению твердой цены контракта, а дополнительные проверки сметы на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, не требуются. Также в данном письме разъясняется, что сметная документация, сформированная ранее в составе проектной документации, по итогам конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта. При этом смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, предназначена для формирования первичной учетной документации в строительстве (актов сдачи-приемки выполненных работ и др.) между сторонами государственного контракта в процессе его реализации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
30 октября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ.
*(2) Отметим, что недостоверность сметной стоимости может повлечь неверное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), поскольку соответствующая проверка в ряде случаев должна предшествовать определению НМЦК (п. 6.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567).
*(3) Не предусмотрена нормативными актами и обязанность подрядчика указывать в актах, составляемых в ходе исполнения контакта, стоимость отдельных работ, не соответствующую ценам, предусмотренным контрактом.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним