Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.11.2019
ВОПРОС:
С единственным поставщиком заключен муниципальный контракт на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на подключение к системе теплоснабжения в 2018 году. 10 октября 2019 года единственный поставщик направляет дополнительное соглашение об увеличении цены контракта в связи с увеличением НДС. На основании ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ единственному поставщику в увеличении НДС по действующему контракту было отказано, так как данный пункт позволял увеличивать НДС в пределах доведенных лимитов до 01.10.2019. Не согласившись с отказом, единственный поставщик повторно направляет указанное дополнительное соглашение, ссылаясь на пп. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, п. 1 ст. 168 НК РФ, п. 3 ст. 164 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667.
Правомерно ли увеличение НДС после 1 октября 2019 года по действующим муниципальным контрактам с единственным поставщиком, учитывая положения пп. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В этой ситуации цена контракта может быть увеличена на сумму, соответствующую повышению налоговой ставки по НДС, по соглашению сторон, то есть при наличии волеизъявления на это со стороны заказчика. Поставщик не лишен возможности заявить требование об изменении условий контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Однако для этого он должен будет представить соответствующие доказательства, дать правовую оценку которым сможет суд.

Обоснование вывода:
С 01.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ (далее - Закон N 71-ФЗ), дополнивший перечень оснований, по которым при исполнении контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), могут быть изменены существенные условия этого контракта. А именно, согласно п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 71-ФЗ изменение условий контракта по соглашению сторон допускается в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) в соответствии с п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В указанной норме не приведен перечень существенных условий контракта, изменение которых допустимо, следовательно, на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны в данной ситуации могут в том числе увеличить цену контракта. Правило ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не ограничивает такую возможность после 01.10.2019, так как оно не исключает право сторон изменить условие о цене контракта по другим основаниям, которые предусмотрены законом.
Вместе с тем обратим внимание, что в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет о возможности изменить условия контракта именно по соглашению сторон, а не о праве контрагента менять те или иные условия в одностороннем порядке*(1).
Поскольку законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а контракт представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), к отношениям сторон по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Одностороннее изменение условий обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Пунктом 6 ст. 709 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (смотрите также ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Поскольку соглашение об изменении условий договора также представляет собой договор (п. 1 ст. 420 ГК РФ), это правило применимо и к такому соглашению.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только в следующих случаях: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Ни ГК РФ, ни иной закон, в том числе Закон N 44-ФЗ, не указывают на то, что контрагент вправе требовать увеличения цены договора (контракта) в связи с увеличением ставки НДС, предъявляемого покупателю (заказчику) в составе цены. Напротив, поскольку цена контракта является твердой, ее изменение по общему правилу не допускается.
Отметим, что основанием для изменения договора может являться существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Согласно абзацу второму п. 1 ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 451 ГК РФ в случае, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 той же статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, перечисленных в этом пункте.
Таким образом, в рассматриваемом случае стороны вправе своим соглашением увеличить цену договора соответственно увеличению ставки НДС. Это право не прекратилось и после 01.10.2019. Однако для того, чтобы такое соглашение было заключено, необходимо волеизъявление не только поставщика (подрядчика, исполнителя), но и заказчика. Контрагент вправе потребовать изменить цену контракта, если повышение ставки НДС означает существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Но для того, чтобы такое требование было удовлетворено судом, контрагент должен доказать наличие совокупности условий, обозначенных в п. 2 ст. 451 ГК РФ (смотрите в связи с этим ст. 65 АПК РФ). В частности, ему необходимо будет представить доказательства того, что исполнение контракта на прежних условиях в этой ситуации настолько нарушит соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишится того, на что был вправе рассчитывать при заключении этого контракта (пп. 3 п. 2 ст. 451 ГК РФ). Существенность изменения обстоятельств, имевших место при заключении контракта, в связи с повышением ставки по НДС на 2 процента представляется не очевидной (смотрите также постановление Девятого ААС от 10.06.2019 N 09АП-25530/19), хотя, безусловно, в спорной ситуации только суд с учетом всех особенностей сможет дать правовую оценку требованию контрагента об увеличении цены, если оно будет основываться на ст. 451 ГК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Можно ли потребовать (в том числе в судебном порядке) от контрагента доплачивать повышенную сумму по договору? (журнал "НДС: проблемы и решения", N 12, декабрь 2018 г.)
- Энциклопедия решений. Изменение любых условий отдельных категорий контрактов по Закону N 44-ФЗ, заключенных с единственным контрагентом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона N 682010-7 в части, касающейся дополнения ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ новыми пунктами (в том числе п. 10), указанные изменения позволят заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта. То есть, как можно предположить, законодатель рассматривает данное нововведение как направленное прежде всего на удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах и услугах. 

Все консультации данной рубрики