Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
02.12.2019
- 1. Доверенность выдается руководителем своему заместителю на право представительства в арбитражных судах с правом передоверия. Требуется ли в данном случае нотариальное удостоверение доверенности руководителя организации и последующее нотариальное удостоверение доверенностей, выданных заместителем руководителя организации третьим лицам в порядке передоверия ("производная" доверенность)? Возможно ли в данном случае обойтись без нотариального удостоверения как доверенности руководителя организации, так и доверенностей, выданных заместителем руководителя организации третьим лицам в порядке передоверия (принимаются ли такие доверенности судами)? Возможно ли в данном случае, нотариально удостоверив доверенность руководителя организации, выданную заместителю руководителя, обойтись без последующего нотариального удостоверения доверенностей, выданных заместителем руководителя организации третьим лицам в порядке передоверия?
2. Доверенность выдается руководителем организации своему заместителю с конкретным полномочием на выдачу доверенностей третьим лицам для представления интересов организации (в том числе в судах общей юрисдикции, арбитражных судах). Требуется ли в данном случае нотариальное удостоверение доверенности руководителя организации и последующее нотариальное удостоверение доверенностей, выданных заместителем руководителя организации в рамках конкретного полномочия по выдаче доверенностей третьим лицам? Возможно ли в данном случае обойтись без нотариального удостоверения как доверенности руководителя организации, так и доверенностей, выданных заместителем руководителя организации в рамках конкретного полномочия по выдаче доверенностей третьим лицам (принимаются ли такие доверенности судами)? Возможно ли в данном случае, нотариально удостоверив доверенность руководителя организации, выданную заместителю руководителя, обойтись без последующего нотариального удостоверения доверенностей, выданных заместителем руководителя организации третьим лицам в рамках конкретного полномочия по выдаче доверенностей третьим лицам?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из всех перечисленных ситуаций нотариальному удостоверению подлежит только доверенность, выданная в порядке передоверия.
Нотариальное удостоверение основной доверенности не является обязательным. Оно не освобождает от необходимости соблюдения нотариальной формы доверенности, выданной в порядке передоверия.
Ни нотариальное удостоверение основной доверенности, ни нотариальное удостоверение доверенности, выданной лицом, полномочие которого основано также на доверенности, не влияют на квалификацию судом процессуальных полномочий представителя по "производной" доверенности.
Обоснование позиции:
1. В силу ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Однако доверенность как сделка не существует вне письменного документа, ибо доверенностью является только письменное уполномочие (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Уполномочие, совершенное в устной форме, доверенностью признаваться не может*(1). Поэтому доверенность может быть совершена либо в нотариальной форме, либо, если законом не установлено требование о нотариальном удостоверении доверенности, в простой письменной форме.
Арбитражное процессуальное законодательство не предъявляет к доверенности, выдаваемой юридическим лицом для представительства в арбитражном суде, требования о нотариальной форме. Согласно ч. 5 ст. 61 АПК РФ такая доверенность должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).
Не требует закон соблюдения нотариальной формы и для доверенностей, предусматривающих право передоверия. Поэтому ни в одной из описанных в вопросе ситуаций доверенность, выдаваемая руководителем, не требует нотариального удостоверения*(2). Нотариально удостоверена в этом случае должна быть именно доверенность, выдаваемая в порядке передоверия (абзац первый п. 3 ст. 187 ГК РФ, смотрите также ч. 2 ст. 62 АПК РФ), за исключением доверенности, выданной юридическим лицом, руководителем филиала или представительства организации (абзац второй п. 3 ст. ст. 187 ГК РФ, смотрите постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2019 г. N Ф08-1406/19 по делу N А63-17900/2018, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф02-4107/18 по делу N А19-18227/2017).
Доверенность, выданная в порядке передоверия, но не удостоверенная нотариусом, не удостоверяет полномочия представителя в арбитражном процессе (смотрите, например, определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2014 г. N Ф05-537/14 по делу N А40-113849/2013, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2017 г. N 11АП-5724/17), независимо от того, удостоверена ли нотариально основная доверенность, в которой предусмотрено право передоверия (поскольку из закона не следует, что использование нотариальной формы для основной доверенности освобождает от необходимости соблюдения нотариальной формы доверенности, выдаваемой в порядке передоверия.
Здесь же отметим, что ч. 4 ст. 61 АПК РФ указывает на то, что полномочия представителя могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания. В связи с этим в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.) разъяснено, что, поскольку передоверие полномочий на представление интересов в суде осуществляется по правилам, установленным процессуальным законодательством, которое является специальным, полномочия нового представителя могут быть определены в устном или письменном заявлении первоначального представителя в суде. В этом случае суд не вправе отказать в удовлетворении заявления о допуске нового представителя со ссылкой на необходимость предоставления доверенности, оформленной по правилам ст. 187 ГК РФ (смотрите вопрос 11 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике).
2. Из законодательства не следует, что руководитель юридического лица вправе выдавать доверенности лишь на выполнение разовых поручений и лишен возможности путем выдачи соответствующей доверенности уполномочить работника либо иное лицо на совершение от имени организации определенной категории действий, таких как выдача доверенностей.
Следовательно, полномочие физического лица, не являющегося руководителем организации, выдавать доверенности от имени этой организации может быть основано на доверенности, выданной уполномоченным на это лицом (единоличным исполнительным органом юридического лица).
Правоприменительной практики, где бы прямо рассматривался подобный вопрос, мы не обнаружили, однако в качестве косвенного подтверждения нашей позиции можно привести, например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 12 апреля 2019 г. N С01-283/2019 по делу N А60-19828/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2019 г. N 03АП-241/19, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 г. N Ф02-3185/19, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 г. N 09АП-37601/17, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф06-1922/12 по делу N А65-26076/2010.
Требования об удостоверении таких доверенностей нотариусом закон не устанавливает.
Представитель вправе передоверить другому лицу совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 187 ГК РФ. Как уже отмечено, в силу п. 3 этой же статьи доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом. Из существа передоверия (под которым понимается дальнейшее перепоручение предусмотренных доверенностью полномочий), как мы полагаем, следует, что не может быть квалифицировано в качестве передоверия совершение лицом, уполномоченным доверенностью на выдачу доверенностей от имени организации, юридических действий, являющихся предметом такой доверенности. Осуществляя такие полномочия (выдавая доверенности), представитель тем самым не передоверяет другим лицам полномочия, предоставленные ему доверенностью (такое передоверие могло бы выражаться в наделении полномочием на выдачу доверенностей), а самостоятельно реализует их. Следовательно, к таким "производным" доверенностям неприменимо правило о нотариальной форме, предусмотренное п. 3 ст. 187 ГК РФ для доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия. Иными нормами также не установлено, что подобные доверенности подлежат нотариальному удостоверению.
Таким образом, полномочия представителя принципиально могут подтверждаться доверенностью, выданной лицом, соответствующее полномочие которого основано также на доверенности, а не на учредительном документе. Однако арбитражное процессуальное законодательство, определяя способы, которыми могут подтверждаться полномочия представителя организации, не допускает возможности их подтверждения доверенностью, выданной не в порядке передоверия и при этом подписанной лицом, не уполномоченным на это учредительными документами организации (ч. 5 ст. 61, ч. 2 ст. 62 АПК РФ). Поэтому мы не исключаем, что при таком способе оформления арбитражный суд может отказать в удовлетворении заявления о допуске представителя, полномочия которого основаны на "производной" доверенности. Правоприменительной практики, где бы рассматривался этот вопрос, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
15 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Процессуальное законодательство допускает возможность определения полномочий представителя и в устном заявлении (смотрите, например, ч. 4 ст. 61 АПК РФ). Однако такой способ уполномочия не связан с выдачей доверенности.
*(2) Подчеркнем, что это касается доверенностей на представительство в судах. Для отдельных видов доверенностей законом может быть предусмотрена необходимость нотариального удостоверения. Так, например, нотариального удостоверения требуют доверенности на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), доверенности на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, за исключением случаев, предусмотренных законом (смотрите п. 128 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), доверенность на представление в регистрирующий орган и на получение от этого органа документов при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 11, пп. "в" ст. 12, пп. "б" п. 1 ст. 14, пп. "в" п. 1 ст. 17, п. 4 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), доверенность физического лица, предоставляющая полномочие голосовать на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 48 ЖК РФ) и др. (смотрите, например, п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 6 ст. 62 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 2 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним