Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

04.12.2019
ВОПРОС:
Проведен тендер (конкурентная закупка по Закону N 223-ФЗ). В ходе исполнения договора Поставщик реорганизовался в форме выделения. Необходимо ли внесение изменений в окончательный Протокол по тендеру в связи с тем, что обязанности по договору выполняет новое юридическое лицо?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Внесение изменений в итоговый протокол конкурентной закупки в данной ситуации осуществляться не должно.
Во избежание споров относительно противоречий в сведениях, передаваемых в реестр договоров, полагаем, необходимо документально обосновать окончательное исполнение договора не организацией - победителем конкурентной закупки, а выделенным из нее организацией. Для этого, возможно, целесообразно формирование отдельного документа, подписанного в том числе именно организацией - победителем конкурентной закупки.

Обоснование позиции:
Прежде отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), не содержит запрета на перемену лица на стороне поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), в том числе при реорганизации контрагента в форме, иной, чем преобразование, слияние, присоединение (смотрите ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом из ч. 1, 2, 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Соответственно, запреты, установленные Законом N 44-ФЗ, не распространяются на отношения, связанные с закупками по Закону N 223-ФЗ.
Равным образом в данном случае не нарушается запрет, установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ, на уступку прав и перевод долга победителем торгов, проведение которых обязательно в силу закона, поскольку из буквального содержания п. 7 ст. 448 ГК РФ следует, что речь идет о запрете совершения соответствующих сделок (ст.ст. 388, 391, 392.3 ГК РФ), а при реорганизации переход прав и обязанностей происходит не по сделкам, а в порядке универсального правопреемства в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ, смотрите также, например, постановление ФАС Московского округа от 15.03.2013 N Ф05-16190/12)*(1).
Закон N 223-ФЗ не содержит указаний о возможности внесения изменений в протоколы после размещения его в ЕИС. Такую возможность предусматривает Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (п. 37 Положения). Однако мы полагаем, что это допустимо в том случае, когда при формировании протокола были допущены технические ошибки, не влияющие на определение итогов процедуры закупки, что косвенно подтверждает правоприменительная практика (смотрите решения УФАС по Краснодарскому краю от 24.03.2015 N 74-Т/2015, УФАС по Магаданской области от 28.09.2015 N 04-48/31-2015, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 07.06.2017 N 879-Ж, постановление ФАС России от 08.06.2016 N 223ФЗ-236/15/АК514-16)*(2).
Представляется очевидным, что итог реорганизации организации - победителя конкурентной закупки не является "технической ошибкой". Более того, изменение итогового протокола такой закупки приведет к противоречиям в материалах закупки, в первую очередь - со сведениями, содержащимися в заявке такого победителя, поскольку в закупке участвовала именно организация, реорганизованная в форме выделения из нее другой, которая, в свою очередь, считается возникшей только с момента внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 3 ст. 49, п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Соответственно, для изменения итогового протокола в рассматриваемой ситуации нет оснований.
Вместе с тем необходимо учитывать, что итоговый протокол конкурентной закупки размещается в Единой информационной системе в сфере закупок (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а сведения о контрагенте - юридическом лице, в том числе ИНН, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, а копия заключенного договора и сведения о его исполнении подлежат включению в реестр договоров (ч. 1, 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, пп.пп. "е", "з", "м" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, без документа, обосновывающего окончательное исполнение договора не организацией - победителем конкурентной закупки, а иным юридическим лицом, возможны споры, в том числе с контрольными органами. Поскольку, как уже было сказано выше, права и обязанности по договору в рассматриваемой ситуации переходят в порядке универсального правопреемства, формирования какого-либо документа об этом или изменения договора, права и обязанности по которому переходят, законодательство не предусматривает (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8105/07 и ФАС Центрального округа от 29.12.1999 N А64-2429/99-8). Однако судебная практика признает, что в ряде случаев такой переход прав и обязанностей целесообразно, а иногда и необходимо зафиксировать документально (смотрите, например, п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66)*(3). Поэтому полагаем целесообразным сформировать документ, в котором было бы зафиксировано, что права и обязанности по договору перешли от организации - победителя конкурентной закупки к иному лицу в порядке универсального правопреемства, в результате выделения из организации - победителя конкурентной закупки, в соответствии с передаточным актом. Такой документ может быть составлен в свободной форме и поименован любым образом, как, например, "соглашением о переходе прав и обязанностей по договору", так и, например, "актом о передаче прав и обязанностей по договору", вновь образованному в результате выделения из организации, изначально бывшей стороной по договору.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Вопрос: ООО 1 заключило на торгах договор аренды земельного участка под строительство АЗС на срок семь лет. Собственных средств на строительство у нее нет, они есть у ООО 2. ООО 1 и ООО 2 имеют намерение произвести реорганизацию в форме слияния или присоединения, с тем чтобы у образованной организации находился в аренде земельный участок и при этом были собственные средства на его освоение. Законны ли такие действия с точки зрения закона, в том числе правила, установленного п. 7 ст. 448 ГК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
*(2) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Энциклопедия решений. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (итоговый протокол), по Закону N 223-ФЗ.
*(3) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Вопрос: Контрагент по договору был реорганизован в форме выделения. Вновь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по данному договору, направило организации дополнительное соглашение к данному договору. Согласно дополнительному соглашению изменяются наименование и реквизиты контрагента по договору (реорганизованного юридического лица) на наименование и реквизиты организации-правопреемника. Обязательно ли в таком случае перезаключать договор или достаточно подписать дополнительное соглашение с внесением изменений в преамбулу договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2009 г.). 

Все консультации данной рубрики