Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
06.12.2019
- В автономном учреждении по результатам инвентаризации выявлено имущество, подлежащее списанию и утилизации. Учреждением заключен договор с компанией для утилизации имущества, входящего в перечень опасных отходов, подлежащих обязательной утилизации. Кроме того, осталось такое имущество, как: деревянные ограждения, пирамиды для лыж, пластиковые ограждения "виборд" и т.д.
Как правильно утилизировать имущество, не входящее в перечень обязательной утилизации? Какими документами оформить утилизацию, проведенную в учреждении?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Единый порядок реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании имущества, нормативными документами не установлен. Поэтому такой порядок автономному учреждению целесообразно разработать и закрепить в локальном документе. Документально данные факты хозяйственной жизни могут быть подтверждены самостоятельно разработанным актом об утилизации (уничтожении) либо актом о передаче имущества на утилизацию, оформленным к договору со специализированной организацией.
Обоснование вывода:
Списание объектов нефинансовых активов и их дальнейшая утилизация являются разными хозяйственными операциями, которые происходят после утверждения решения о списании. Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Так, в силу п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждения руководителем учреждения решения о списании (выбытии) объекта основного средства, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - при наличии согласования этого решения с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества;
- реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Поэтому в соответствующем разделе Акта о списании в обязательном порядке должны быть указаны мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемого имущества. В ином случае учреждению могут быть предъявлены претензии со стороны контролирующих органов по поводу несоблюдения установленного порядка списания имущества.
К перечню примерных мероприятий, предусмотренных Актом о списании, относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Как правило, для материальных запасов применяются аналогичные мероприятия. Однако здесь необходимо отметить, что единый порядок реализации таких мероприятий нормативными документами не установлен. Поэтому такой порядок автономному учреждению целесообразно разработать самостоятельно. Правила существуют только в отношении определенного имущества.
Например, списываемые с учета и подлежащие утилизации материальные ценности могут содержать драгоценные металлы. Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731. Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих автономному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов. Подобные мероприятия могут быть прямо предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:
- самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);
- с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.
Также в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.), и в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если же в организации нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, то для утилизации подобного имущества лучше привлечь специализированную организацию.
Кроме того, при утилизации мебели, бытовой техники учреждение может руководствоваться Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Согласно п. 2 Правил N 1156 данное имущество относится к крупногабаритным твердым коммунальным отходам. Вывоз таких объектов обеспечивается региональным оператором (в т.ч. по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил N 1156).
Относительно документального оформления отметим следующее.
Факт реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами. В настоящее время действующее законодательство, в частности, приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н, не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества. Поэтому автономное учреждение вправе самостоятельно разработать форму такого документа с указанием обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы", и закрепить ее локальным нормативным актом либо положениями учетной политики.
Таким образом, в локальном документе автономного учреждения целесообразно предусмотреть первичные документы, применяемые при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе различных проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме того, необходимо учитывать, что в ведомственных нормативных актах могут быть предусмотрены дополнительные требования к документальному оформлению утилизации и уничтожения списываемого с учета имущества.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующий вывод: если в Акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано (уничтожено), то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:
- актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
- актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
11 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним