Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

10.12.2019
ВОПРОС:
Был заключен контракт на проведение подрядных работ по капитальному ремонту объекта, финансируется за счет средств краевого бюджета по программе. Муниципальный контракт заключен до 01.07.2019, срок контракта - 2 мес., срок выполнения работ истек, но контракт продолжает исполняться с начислением неустойки. На сегодняшний день просрочка подрядчика по выполнению всего объема работ по контракту составляет 8 месяцев. При каждом платеже заказчик вычитает сумму неустойки за просрочку выполнения работ. Объем работ уже увеличен дополнительным соглашением по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Можно ли в рамках этого контракта заключить дополнительное соглашение, в котором будет сделан взаимозачет работ, не требующих выполнения (например, стяжка пола), но присутствующих в проектной документации, на работы, требующие увеличения объема (например, проектом предусмотрена одна дверь, а требуется установить 8 штук), и не начислять пени подрядчику за невыполнение работ, не предусмотренных проектной документацией?
Существует ли возможность продления срока контракта?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не предусмотрена возможность произвольного изменения по соглашению сторон условий контракта, в том числе с целью освобождения подрядчика от уплаты неустойки. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Одним из таких случаев, позволяющих изменить по соглашению сторон в ходе исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, объем и (или) виды выполняемых работ, а также с учетом положений бюджетного законодательства РФ не более чем на 10% цены контракта, является изменение контракта на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако, как следует из формулировки п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможность такого изменения допускается, только если она была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика контрактом; возможность изменения условий действующих контрактов, заключенных с единственным подрядчиком, путем внесения такого условия не предусмотрена. Соответственно, замена видов работ, предусмотренных контрактом, на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть произведена только в ходе исполнения контрактов, заключенных по итогам процедур определения подрядчика, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС после 1 июля 2019 года. Что к рассматриваемой ситуации не относится.
Иные случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при которых принципиально допустима одновременная замена объема и видов работ, предусмотренных муниципальным контрактом, касаются контрактов, заключенных на срок более года (п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что также не относится к рассматриваемому случаю.
Таким образом, в приведенной ситуации стороны не вправе заключить соглашение о замене видов работ, предусмотренных контрактом. На данный момент не ясным остается вопрос о возможности изменения объема работ, предусмотренных контрактом, заключенным до 1 июля 2019 года, в пределах 10% на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. В отсутствие разъяснений и правоприменительной практики однозначно оценить правомерность такого изменения мы не можем*(1).
Однако, если считать возможным в данном случае изменение контракта на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2019 года), заказчик вправе исключить из контракта одни виды работ и увеличить объем по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы*(2).
Тем не менее, полагаем, в приведенной ситуации стороны не лишены возможности продлить на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом, если такое изменение происходит по вине подрядчика, изменение срока допускается только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта. Напомним, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, в указанном случае по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Очевидно, что до внесения соответствующих изменений в контракт заказчик обязан начислять неустойку за просрочку выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Отметим, что подрядчик может быть освобожден от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Так, например, суды приходят к выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ и, соответственно, отсутствии оснований для взыскания неустойки, если ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, произошло по причине наличия ошибок в проектной документации (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 04.10.2018 N 17АП-12616/18, постановление Первого ААС от 27.09.2019 N 01АП-7459/19, постановление Тринадцатого ААС от 24.08.217 N 13АП-12092/17).
Более того, если неисполнение работ, предусмотренных контрактом, стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, заказчик не вправе начислять неустойку ввиду отсутствия вины подрядчика, а подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы (п. 2 ст. 718 ГК РФ, смотрите также постановление АС Дальневосточного округа от 26.06.2019 N Ф03-2314/19 по делу N А73-13356/2018, постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.03.2019 N Ф08-1054/19 по делу N А53-11186/2018). Поэтому, если в приведенной ситуации отсутствует вина подрядчика в просрочке либо невыполнении работ, предусмотренных контрактом, предъявление требований об уплате неустойки неправомерно. Однако окончательное решение по данному вопросу может принять только суд.
Напомним, что в случае невозможности приобретения дополнительного объема работ в рамках упомянутого в вопросе контракта заказчик вправе осуществить новую закупку недостающего объема работ, например, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

20 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите по данному вопросу материал:
- Вопрос: Муниципальное казенное учреждение работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В 2018 г. был подписан контракт на строительство детского сада. В настоящее время возникла необходимость увеличить цену контракта на 10% в связи с дополнительными объемами работ (условие указано в контракте). Имеет ли право учреждение в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в дальнейшем увеличить цену контракта до 30%? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.).
*(2) По данному вопросу смотрите, например, Энциклопедию решений. Изменение объемов и (или) содержания работ по контракту по Закону N 44-ФЗ с твердой ценой за весь объем работ.

Все консультации данной рубрики