Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

18.12.2019
ВОПРОС:
Обязан ли (или имеет право) заказчик при заключении контракта с субъектом малого предпринимательства (далее - СМП) указывать в реестре контрактов статус поставщика (подрядчика, исполнителя) СМП? Что является датой окончания исполнения контракта: поставка, оплата или срок действия контракта? Какую дату заказчик должен указать в реестре контрактов в строке "Дата окончания исполнения контракта"?
Существует ли ответственность за невключение в реестр контрактов сведений о статусе СМП?
ОТВЕТ:

1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в соответствии со ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила ведения реестра), утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Ни положениями ст. 103 Закона N 44-ФЗ, ни требованиями Правил ведения реестра не установлена обязанность включения в реестр контрактов сведений о наличии у контрагента статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Правилами ведения реестра предусмотрена лишь обязанность включения в реестр информации о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП, социально ориентированными некоммерческими организациями в случае заключения такими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) контракта, включающего условия, предусмотренные ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (наименование, фирменное наименование (при наличии), а также место нахождения соисполнителя (субподрядчика), идентификационный номер налогоплательщика, дата заключения и номер контракта (при наличии), предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком) (пп. и.1 п. 2 Правил ведения реестра).
Однако положениями п. 23 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н, установлено, что при формировании информации о наименовании поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося юридическим лицом (за исключением иностранных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), указываются код и наименование статуса поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности, код 30 - субъект малого предпринимательства. Аналогичное требование было установлено п. 23 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 N 136н, действующим до 27.09 2019 (далее - Приказ N 136н).
Применение заказчиками данных документов при формировании информации, включаемой в реестр контрактов, предусмотрено п. 10 Правил ведения реестра. Поэтому, полагаем, заказчик при формировании информации, включаемой в реестр контрактов о контракте, заключенном с СМП, должен указывать наименование статуса поставщика (подрядчика, исполнителя) субъект малого предпринимательства и код 30.
Как показывает практика, несоблюдение требований Правил ведения реестра и Приказа N 136н является основанием для привлечения к административной ответственности (смотрите, например, решение ФАС от 22.02.2018 N пгоз-026/18, решение ФАС от 13.09.2016 N ПГОЗ-292/16). При этом, как указано в п. 6 Порядка формирования информации..., утвержденной приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н, персональную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 44-ФЗ за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет лицо, имеющее право действовать от имени заказчика, электронной подписью которого подписаны соответствующие информация и документы. Аналогичное правило закреплено п. 6 Порядка формирования информации..., утвержденного Приказом N 136н (смотрите также письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-02-15/17088).
Отметим, что ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление, несвоевременное представление в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Практики, подтверждающей либо опровергающей то, что формирование информации с нарушением порядка, предусмотренного Приказом N 136н или Приказом N 113н при отсутствии закрепленной ст. 103 Закона N 44-ФЗ или Правилами ведения реестра обязанности включения тех или иных сведений в реестр, мы не нашли. Оценить вероятность привлечения заказчика к административной ответственности, равно как и решить вопрос правомерности такого привлечения, в рамках данной ситуации мы не можем. Окончательно данный вопрос в случае возникновения спора может решить только суд.
2. Как следует из требований п. 22 Порядка формирования информации..., утвержденного приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (п. 22 Порядка формирования информации..., утвержденного Приказом N 136н), в реестре контрактов указывается дата окончания исполнения контракта. Причем данные сведения указываются при формировании информации о сроке исполнения контракта наряду со сведениями о дате начала исполнения контракта, количестве этапов исполнения контракта и пр. Сведения о сроке исполнения контракта относятся к числу информации, направляемой для включения в реестр контрактов при заключении контракта (п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп "е" п. 2 Правил ведения реестра контрактов).
Представляется, что указанные сроки/даты заказчику необходимо определять в соответствии условиями контракта с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
Как следует их положений ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя комплекс указанных в ней мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе: приемку товара, работы услуги (отдельных этапов исполнения контракта), их оплату, а также взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
При этом по смыслу ч.ч. 1, 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта*(1).
Соответственно, указывать в реестре контрактов в качестве даты исполнения контракта дату окончания срока его действия неправомерно. Полагаем, в реестре контрактов в качестве даты исполнения контракта необходимо указать дату, когда в соответствии с контрактом должно быть исполнено последнее из обязательств, независимо от того, какая из сторон контракта обязана его исполнить. Косвенно об этом смотрите в решении ФАС от 06.10.2017 N пгоз-214/17.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

29 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу смотрите Энциклопедию решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ. 

Все консультации данной рубрики