Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
20.12.2019
- Организация заключила договор подряда. Предметом договора является выполнение работ по замене трансформатора. Трансформатор будет самостоятельным основным средством (далее - ОС). Указанные работы не являются ремонтом, модернизацией, техническим перевооружением или дооборудованием. Стоимость трансформатора указана в смете, приложенной к договору. На выполненные работы будут предоставлены акты.
На основании каких документов необходимо приходовать ОС? Можно ли приходовать ОС на основании сметы? Можно ли включить все расходы по замене трансформатора на ОС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, сметы подрядчика для принятия к бухгалтерскому учету основного средства будет недостаточно. Организации кроме актов выполненных работ следует иметь также договор подряда на выполнение работ и составить первичный учетный документ на прием и ввод в эксплуатацию объекта основных средств, утвержденный учетной политикой (акт приемки-передачи объекта основных средств).
Первоначальная стоимость объекта ОС (трансформатора) должна формироваться с учетом фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п.п. 8, 14 ПБУ 6/01).
В данном случае стоимость осуществленных подрядчиком работ (на приобретение, сооружение, изготовление и монтаж), выполненных в рамках исполнения договора подряда, будет формировать первоначальную стоимость объекта ОС, если данные работы непосредственно связаны с сооружением рассматриваемого объекта.
Обоснование позиции:
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Для целей бухгалтерского учета производственное оборудование, в отношении которого выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01, принимается к учету в качестве объекта ОС по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
В соответствии с положениями п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью объекта ОС, приобретаемого за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС.
Не включаются в фактические затраты на приобретение ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением ОС.
Поэтому в рассматриваемой ситуации стоимость самого трансформатора, а также стоимость выполненных работ по установке и монтажу оборудования, а также суммы, уплаченные за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, включаются в его первоначальную стоимость. В дальнейшем стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Так, при заключении договора строительного подряда, включающего монтаж оборудования, стоимость смонтированного оборудования, которая определяется на основании сметы как стоимость работ по его монтажу с учетом цены оборудования (без НДС), отражается в бухгалтерском учете заказчика по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (п.п. 2.3, 3.1.1, 3.1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Инструкция по применению Плана счетов).
Первоначальная стоимость смонтированного оборудования списывается со счета 08, субсчет 08-3, в дебет счета 01 "Основные средства" (п.п. 4, 7, 8 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов). Данное оборудование принимается к бухгалтерскому учету в качестве самостоятельного объекта основных средств (п. 6 ПБУ 6/01, смотрите, например, письма Минфина России от 05.06.2015 N 07-01-06/32581, от 20.02.2008 N 03-03-06/1/121).
Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к учету, в бухгалтерском учете и учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств" (п.п. 17, 21, 25 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов).
Как указано в вопросе, подрядная организация на выполненные работы предоставит соответствующие акты: акт о приемке выполненных работ (формы N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат, акт приема законченного строительством объекта, акт приема законченного строительством объекта приемочной комиссией (формы N КС-3), которые, по нашему мнению, будут являться основанием для признания произведенных расходов по выполненным работам и формировать первоначальную стоимость объекта.
Вместе с указанными актами для принятия к учету основных средств, построенных подрядным способом, необходимо иметь: договор подряда; акт приемки-передачи объекта основных средств (п. 3.2.2 Положения N 160, п. 38 Методических указаний N 91н) (может быть разработан самостоятельно на основе формы ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма может быть разработана на основе формы N ОС-6).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения основных средств за плату;
- Энциклопедия решений. Определение первоначальной стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли;
- Вопрос: Одновременно со строительством основного здания организация построила на своей территории хозблок. Это капитальное сооружение, состоящее из 9 боксов, возведённых на ленточном фундаменте и связанных между собой. Данное строение было возведено по устному согласованию подрядчика с организацией в качестве бонуса к строительству основного здания. Документы подрядчика на строительство хозблока отсутствуют, в том числе не содержится информации о строительстве подрядчиком хозблока в качестве бонуса и в договоре на строительство основного здания. Хозблок используется для общехозяйственных нужд, в том числе для хранения инвентаря (лопаты, метлы, снегоуборочная машина и другое). Как организация может принять к учёту этот хозблок, притом что отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие его строительство? Как сформировать стоимость объекта? Можно ли учитывать налог на имущество по хозблоку в налоговой базе по налогу на прибыль?;
- Вопрос: Подрядчик при передаче объекта основных средств не предоставил часть документов (формы КС-2, КС-3). Акт по форме КС-11 подписан заказчиком в одностороннем порядке. Какие риски возникают у юридического лица в случае эксплуатации объектов основных средств без отражения их в бухгалтерском учете (несвоевременного отражения в бухгалтерском учете) из-за отсутствия документов от подрядчика?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
28 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним