Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
24.12.2019
- По контракту на проведение работ по благоустройству парка в рамках программы "Формирование современной городской среды" (включающих в том числе работы по возведению сцены, установке фонарей, малых архитектурных форм, высадке деревьев и прочее согласно дизайн-проекту) подрядчик не смог выполнить и сдать работы в установленный контрактом срок (16 октября). Основной причиной просрочки является несвоевременное выполнение заказчиком некоторых необходимых для исполнения контракта работ (например, парк не был подготовлен, очищен от старых деревьев, мусора), необходимость приобретения не предусмотренных контрактом материалов (так, например, для возведения сцены на необходимый уровень понадобилось приобрести грунт). Вправе ли стороны в указанной ситуации заключить соглашение на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ об увеличении срока выполнения работ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации стороны не вправе заключать соглашение о продлении срока работ по контракту на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ. Вместе с тем заказчик вправе принять исполнение по контракту и за пределами установленных контрактом сроков. Вопрос об ответственности подрядчика в таком случае должен решаться с учетом степени его вины.
Обоснование позиции:
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Условия контракта о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств относятся к существенным условиям контракта (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны вправе продлить срок исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, если по не зависящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения контракта, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика он не исполнен в установленный в контракте срок. Как следует из приведенной нормы, основанием ее применения является одновременное соблюдение двух условий:
- предметом продлеваемого контракта являются перечисленные в норме п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ работы: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- необходимость изменения срока исполнения контракта возникла либо по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, либо по вине подрядчика (при условии отсутствия в последнем случае не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта).
Перечисленные в вопросе причины задержки выполнения работ, на наш взгляд, нельзя отнести к обстоятельствам, не зависящим от сторон контракта. Кроме того, и сами работы по благоустройству парка нельзя отнести работам, перечисленным в норме п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В силу п. 10 ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Пункты 14 и 14.2 ст. 1 ГрК РФ содержат определения понятий "реконструкция объектов капитального строительства"*(1) и "капитальный ремонт объектов капитального строительства"*(2). В рассматриваемом же случае предметом контракта являются именно работы по благоустройству территории парка. Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. При этом элементами благоустройства признаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п. 38 ст. 1 ГрК РФ).
Правоприменительная практика не относит работы по благоустройству парка к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (смотрите решения УФАС по Иркутской области от 01.11.2019 N 038/1116/19, по Амурской области от 10.08.2018 N ЖМ-100/2018, по Калининградской области от 21.06.2018 N КС-191/2018, от 22.06.2018 N КС-174/2018, по Сахалинской области от 08.11.2019 N 065/06/106-415/2019, по Карачаево-Черкесской Республике от 28.08.2017 N 143)*(3). В то же время, если контрактом предусмотрены помимо видов работ по благоустройству, содержанию парка и приведению в надлежащее состояние зеленых насаждений, в том числе строительные работы капитального характера, непосредственно влияющие на показатели безопасности объекта и его эксплуатационные возможности (устройство дорожной сети и подъездных путей, дренажные работы, устройство сети наружного освещения, прокладка подземных кабельных линий), такой контракт может быть признан контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (смотрите решение УФАС по Новгородской области от 21.06.2017 N 3082/03).
Таким образом, вопрос о возможности изменения условия контракта о сроке его исполнения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ должен решаться исходя из совокупности обстоятельств, имеющих место в конкретной ситуации. Рассматриваемый случай, на наш взгляд, не соответствует условиям применения указанной нормы. Других возможностей изменения условия о сроке применительно к рассматриваемому случаю Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Изменение условия контракта о сроке в такой ситуации может привести к неблагоприятным для заказчика последствиям*(4).
Тем не менее невозможность изменения указанного условия не означает, что контракт не может быть исполнен по истечении указанных в нем сроков действия контракта и выполнения работ. Сам по себе факт истечения указанных сроков не влечет прекращения обязательств сторон контракта, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. В связи с этим, если контракт не будет расторгнут по каким-либо основаниям до момента выполнения работ, заказчик будет обязан принять надлежаще исполненное контрагентом и за пределами предусмотренных контрактом сроков (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175)*(5).
К сведению:
В заключение напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключить возникновение этой обязанности путем подписания какого-либо дополнительного соглашения к контракту (в том числе указанного в вопросе) стороны не могут. Разумеется, обязанность уплатить сумму пени возникнет у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ, смотрите также ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
6 декабря 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
*(2) Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
*(3) Отметим, что нами обнаружена и противоположная позиция, основывающая вывод о том, что работы по благоустройству парка являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства, на заключениях экспертизы (смотрите решение УФАС по Краснодарскому краю от 21.06.2019 N 937/2019-КС).
*(4) Изменение условий контракта, не предусмотренное законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 той же статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (п. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
*(5) Смотрите также ответ на Вопрос: Возможно ли внести изменения в договор, тем самым продлив срок его действия, не нарушая положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Какие существуют варианты выхода из данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним