Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.12.2019
ВОПРОС:
Казенное учреждение заключает договоры по созданию сайта, а также по оказанию услуг по установке и настройке программного обеспечения, в том числе по подготовке и настройке рабочего сервера, развертыванию продуктовой версии сайта, составлению технической документации. Учреждению будут принадлежать исключительные права на созданный сайт. По какому виду расходов КОСГУ производить указанные расходы? Нужно ли оприходовать на баланс полученный сайт?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Интернет-сайт как нематериальный актив на балансе учреждения отражается в бюджетном учете казенного учреждения по первоначальной стоимости объекта на счете 1 102 30 000 "Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения".
Расходы по созданию сайта отражаются по статье 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ. Иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием сайта и обеспечением условий для его использования в запланированных целях, отражаются по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ и учитываются в составе затрат, формирующих первоначальную стоимость объекта нефинансовых активов.
Данные расходы могут быть отражены по КВР 242 при условии принятия решения соответствующим финансовым органом о применении КВР 242 для исполнения расходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включения расходов в бюджетную смету, план (документ) по информатизации. В ином случае расходы отражаются по КВР 244.

Обоснование вывода:
Сайт в сети Интернет представляет собой совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Программы для ЭВМ и базы данных признаются результатами интеллектуальной деятельности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором, исключительное право на интернет-сайт с момента его создания принадлежит заказчику (п. 1 ст. 1296 ГК РФ).
В результате произведенных расходов по созданию сайта с предоставлением казенному учреждению исключительных прав на его использование у учреждения возникает объект нефинансовых активов (сайт), который соответствует критериям отнесения объекта к нематериальному активу и отражается в учете казенного учреждения на счете 1 102 30 000 "Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения" (п.п. 56, 57 Инструкции N 157н, п. 11 Инструкции N 162н).
Принятие к учету объектов нематериальных активов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). При этом формирование первоначальной стоимости нематериального актива отражается на счете 1 106 32 000 "Вложения в нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения" (п. 30 Инструкции N 162н). При принятии решения комиссии необходимо руководствоваться положениями п. 62 Инструкции N 157н, согласно которому в целях определения первоначальной стоимости интернет-сайта при его приобретении за плату фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм на результат интеллектуальной деятельности, уплачиваемых продавцу в соответствии с договором (контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права, а также иных расходов, непосредственно связанных с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
В свою очередь, если расходы учреждения на оплату услуг по установке и настройке программного обеспечения, в том числе по подготовке и настройке рабочего сервера, развертыванию продуктовой версии сайта, составлению технической документации, осуществляемые в рамках отдельного договора непосредственно связаны с созданием условий для использования сайта учреждением, то такие расходы должны включаться в первоначальную стоимость нематериального актива.
При этом решение о включении затрат в первоначальную стоимость нематериальных активов относится к полномочиям комиссии. Если, по мнению комиссии, расходы не являются обязательными для использования сайта в деятельности учреждения, а направлены на оказание прочих услуг в области информационных технологий, то такие расходы относятся на расходы текущего финансового года.
При определении кода вида расхода (далее - КВР) и кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) учреждению следует руководствоваться соответственно Порядком N 132н и Порядком N 209н.
Расходы по созданию сайта относятся на статью 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ (п. 11.2 Порядка N 209н).
Вместе с тем для отражения расходов на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы п. 10.2.8 Порядка N 209н предусмотрена подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, на которую относятся в том числе иные расходы по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы. Такие расходы приводят к увеличению первоначальной стоимости нефинансового актива, но при этом в результате их осуществления не приобретается (создается) сам объект нефинансовых активов, а производятся отдельные виды работ (услуг), которые формируют первоначальную стоимость имущества. Следовательно, при условии включения расходов по установке и настройке программного обеспечения, необходимого для использования интернет-сайта, в первоначальную стоимость нематериального актива, такие расходы отражаются по постатье 228 КОСГУ.
Вместе с тем если комиссией будет принято решение, что такие затраты не связаны непосредственно с обеспечением использования интернет-сайта, расходы учреждения могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
В соответствии с п. 51.2.4.2 Порядка N 132н по элементу вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" подлежат отражению расходы на реализацию мероприятий по информатизации. При этом конкретный перечень таких мероприятий не определен. Обязательно применение КВР 242 при исполнении федерального бюджета. Использование КВР 242 казенными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) возможно только при принятии решения о применении КВР 242 при исполнении бюджета субъекта РФ, местного бюджета соответствующим финансовым органом (абзац 2 п. 51.2.4.2 Порядка N 132н). В абзаце 3 п. 51.2.4.2 Порядка N 132н отмечено, что отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (смотрите также письмо Минфина России от 06.12.2016 N 02-05-10/72602). Решение об отнесении расходов при формировании первоначальной стоимости сайта на КВР 242 должно приниматься казенным учреждением при условии, что расходы на создание интернет-сайта предусмотрены бюджетной сметой казенного учреждения и включены в план (документ) по информатизации. Осуществление расходов по КВР 242 целесообразно согласовать с учредителем, поскольку именно учредитель (главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств) определяет порядок формирования и утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями (п. 8 ч. 1 ст. 158 БК РФ).
Если перечисленные условия не соблюдаются, расходы по созданию сайта, установке и настройке программного обеспечения отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 51.2.4.4 Порядка N 132н).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов по созданию сайта (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

6 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики