Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
10.01.2020
- В августе 2019 года был проведен аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на ремонт помещений здания бюджетного учреждения. В соответствии с контрактом выполняются работы по текущему ремонту помещения. Условиями контракта предусмотрена возможность проведения скрытых работ, но сметой перечень таких работ не предусмотрен. Общая стоимость работ, не предусмотренных сметой, и дополнительно затраченных для выполнения таких работ материалов составляет 5,17% от цены контракта. Контракт действующий.
В декабре 2019 года началась приемка, во время которой выяснилось, что были проведены скрытые работы и затрачено больше строительного материала. По данному факту был составлен акт. Заказчик проводит приемку работ: сумма контракта - 290 тысяч рублей, скрытые работы - 15 тысяч рублей.
Правомерна ли приемка и оплата указанных скрытых работ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приемка и оплата заказчиком выявленных и выполненных подрядчиком дополнительных работ, а также использованных для выполнения таких работ дополнительных материалов будут являться правомерными при условии, что виды таких работ и материалов предусмотрены контрактом, подрядчик своевременно известил заказчика о необходимости выполнения таких работ и сторонами составлено соответствующее дополнительное соглашение к контракту.
Обоснование позиции:
Прежде отметим, что, поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с этим Законом, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не установлено иное.
Как мы понимаем, под "скрытыми работами" в вопросе имеются в виду работы, которые в Гражданском кодексе РФ именуются "дополнительными работами" - работы, выполнение которых не было предусмотрено при подписании договора, но необходимость выполнения которых была выявлена подрядчиком при исполнении договора (п. 5 ст. 709 ГК РФ, смотрите также п. 3 ст. 743, п. 1 ст. 744 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика - контрактом, по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работ могут быть увеличены не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы по данному основанию могут быть увеличены только количество товара, объемы работ и (или) услуг, предусмотренные контрактом*(1). В порядке, предусмотренном пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и количество товаров, объем работ нельзя увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует. Аналогичные разъяснения неоднократно давали регулирующие органы (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 18.08.2015 N Д28и-2497 и письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479, а также постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Иное предусмотрено, в частности, пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который допускает изменение объема и (или) видов выполняемых работ. Однако этот пункт, внесенный в закон только с 1 июля 2019 года (пп. "а" п. 64 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ), может применяться только к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. К отношениям по контракту, предметом которого являются работы по текущему ремонту помещения, он неприменим.
Судебная практика допускает исключение из ограничений, установленных пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но только в отношении дополнительных работ, невыполнение которых грозило годности и прочности результата выполняемой работы (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).
Соответственно, увеличение объема работ по контракту на текущий ремонт помещения и соразмерное увеличение цены такого контракта правомерно, если речь идет о работах, предусмотренных контрактом.
Кроме того, необходимо учесть, что согласно п. 5 ст. 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Безусловно, следует обратить внимание, что в приведенной норме говорится об "определенной приблизительно цене", в то время как в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена по контракту по общему правилу определяется твердой. Однако применимость того же правила к договорам, цена по которым определена твердая, подтверждается положениями п. 6 ст. 709, п. 1 ст. 716 ГК РФ и - по аналогии - п. 3 ст. 743 ГК РФ, в котором то же правило более подробно описано применительно к выявлению дополнительных работ по договору строительного подряда. Применительно же к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязательность уведомления заказчика о выявлении необходимости выполнения дополнительных работ вытекает также из приведенных выше требований об установлении твердой цены и возможности изменения объема выполняемых работ и цены контракта только в случаях, предусмотренных законом. Как следует из того же п. 5 ст. 709 ГК РФ и неоднократно подтверждалось судебной практикой, в случае выполнения дополнительных работ без получения согласия заказчика подрядчик по общему правилу лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 22.10.2019 N Ф06-53286/19).
К сведению:
Согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ если цена работ по договору установлена твердая (а по контракту на выполнение подрядных работ цена всегда является твердой в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), подрядчик не вправе требовать увеличения таковой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ в связи с увеличением или уменьшением в пределах 10% количества товара, объема работ, услуг.;
- Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ по контракту по Закону N 44-ФЗ с твердой ценой за весь объем работ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
11 декабря 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что, по нашему мнению, в данном случае следует говорить не о "дополнительных работах", а о "дополнительных объемах работ", хотя законодательство этих понятий не различает. На практике в одних случаях под "объемом работ" может пониматься объем трудозатрат - затрат труда рабочих и механизмов, объемов употребляемых, перемещаемых материалов и т.п., например объемы грунта, перемещаемого при проведении земляных работ, количество проходов катка для уплотнения асфальтобетона - и материалов, необходимых для возникновения результата работ, предусмотренного контрактом. В других же случаях этим термином может определяться объем трудозатрат и материалов, затрачиваемых для обеспечения количественных, пространственных характеристик результата работ (например, "три этажа здания"), изменение которых и будет именоваться изменением объема работ. Изменение объема работ по первому определению, то есть объема трудозатрат, может обосновываться, например, п. 5 ст. 709, ст.ст. 716, 744 ГК РФ, допускающим изменение объема работ в связи с выявлением объективных обстоятельств, препятствующих исполнению договора - созданию предусмотренного им объекта - при выполнении работ в изначально согласованных объемах. В соответствии со вторым определением изменение объема работ, например "строительство 4-го этажа", может быть квалифицировано как изменение предмета контракта, то есть описание фактически нового объекта закупки (п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, это можно счесть противоречащим вышеприведенным нормам Гражданского кодекса РФ, допускающим в ряде случаев изменение объема и (или) содержания работ по требованию одной из сторон, вызванному объективным обстоятельством, но только в том случае, если это не меняет предмета договора.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним