Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

20.01.2020
ВОПРОС:
На вокзалах осуществляется оказание услуг населению (хранение багажа, платные туалеты, услуги комнат отдыха и др.). Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон 54-ФЗ) оказание платных услуг населению осуществляется с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Кассир-операционист каждой ККТ в конце смены сдает выручку в кассу кассиру вокзала. Согласно Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) прием в кассу вокзала наличных денег осуществляется по приходному кассовому ордеру формы N КО-1. Согласно п. 4.1 Указания N 3210-У кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов. Согласно п. 4 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ к фискальным документам относится "Отчет о закрытии смены". Таким образом, кассиры-операционисты сдают выручку кассиру кассы вокзала, затем выручка инкассируется. Расхода денежных средств из главной кассы вокзала нет.
Можно ли составлять в конце рабочего дня один приходный кассовый ордер формы N КО-1 на выручку, сданную всеми кассирами-операционистами в кассу вокзала, с приложением всех итоговых "Отчетов о закрытии смены", снятых с ККТ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем. что при сдаче выручки кассирами-операционистами в главную кассу вокзала по каждой ККТ должен оформляться отдельный приходный кассовый ордер.

Обоснование позиции:
При ведении операций с наличными денежными средствами юридические лица и ИП должны руководствоваться, в частности:
- Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ);
- Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).
Законом N 54-ФЗ определены правила применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ или онлайн-касс) при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (п. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ). Указанием N 3210-У установлен порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами (п. 1 Указания N 3210-У).
При этом пользователи не обязаны заполнять формы первичной документации по ККТ, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (письма Минфина России от 04.04.2017 N 03-01-15/19821, от 16.09.2016 N 03-01-15/54413, ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@, от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@). Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), также не подлежат обязательному применению (письмо Минфина России от 01.06.2017 N 03-01-15/34152).
При использовании онлайн-касс формируются фискальные документы, указанные в п. 4 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ, в частности:
- отчет об открытии смены;
- кассовый чек (бланк строгой отчетности);
- кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);
- отчет о закрытии смены;
- отчет о текущем состоянии расчетов.
Онлайн-кассы обеспечивают формирование отчета об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены. При этом отчет о закрытии смены должен быть сформирован не позднее чем через 24 часа после открытия смены (п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). Таким образом, при использовании онлайн-касс обязательным является формирование фискальных документов, в том числе отчетов об открытии и закрытии смены.
Кроме этого, как и ранее, необходимо оформлять кассовые документы, предусмотренные Указанием N 3210-У:
- приходные кассовые ордера 0310001 (далее - ПКО),
- расходные кассовые ордера 0310002 (далее - РКО) и
- кассовую книгу 0310004.
ПКО - кассовый документ, применяемый для оформления приема наличных денег в кассу организации (пп. 4.1 п. 4, п. 5 Указания N 3210-У). Форма ПКО и указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Оформлять и подписывать ПКО могут лица, указанные в пп. 4.2 п. 4, пп. 4.3 п. 4 Указания N 3210-У.
Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем 27 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ, где, собственно, дано определение фискальным документам (абзац 2 п. 4.1 Указаний N 3210-У). В этой части, полагаем, следует выделить такой из фискальных документов, как отчет о закрытии смены (п. 4 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ). Данный документ (дополнительно смотрите п. 6 приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@) аналогичен Z-отчету, предусмотренному п. 6.1 Типовых правил, который формировался по итогам рабочей смены ККТ до внесения изменений в Закон N 54-ФЗ.
Следует также отметить, что, несмотря на отмену пп. 5.2 п. 5 Указаний N 3210-У, в котором шла речь о формировании одного ПКО на общую сумму принятых наличных денег на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники (Z-отчета), бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Законом N 54-ФЗ, как и ранее, на сумму расчетов, оформленных с применением одной ККТ, оформляется один ПКО - на основании отчета о закрытии смены.
Дело в том, что следует отличать кассу организации и денежный ящик ККТ. После закрытия смены на ККТ лицо, осуществляющее расчеты с покупателем (клиентом) с применением ККТ (кассир-операционист), распечатывает отчет о закрытии смены и передает денежные средства в кассу организации (или подразделения). При этом, поскольку, как указывалось выше, первичные документы, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, могут не применяться (в частности, справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6)), организация может установить порядок оформления передачи денежных средств кассиром-операционистом в кассу подразделения самостоятельно.
К тому же указанный в вопросе порядок, когда на основании нескольких отчетов о закрытии смены составляется один ПКО, способствует размыванию ответственности кассиров-операционистов.
В п. 6.1 Типовых правил указано, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, а также составить кассовый отчет (форма N КМ-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру. Здесь явно предусмотрено составление отдельного ПКО по каждой кассе. Хотя Типовые правила в настоящее время не обязательны для применения, полагаем, что заложенной в них логикой можно руководствоваться и в настоящее время.
В то же время вынуждены подчеркнуть, что официальных разъяснений по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой, нам обнаружить не удалось.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет получения наличной денежной выручки через ККТ;
- Энциклопедия решений. Учет выручки ККТ при передаче в кассу организации;
- Энциклопедия решений. Кассовая книга в обособленном подразделении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики