Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

24.01.2020
ВОПРОС:
В муниципальной казне муниципального образования находятся жилые помещения, приобретенные и предоставленные в 2019 году детям-сиротам. Поскольку между приобретением квартир и их предоставлением детям-сиротам образуется промежуток времени, соответственно, у муниципального образования в силу закона с момента возникновения права собственности до заселения жилых помещений существует обязанность по содержанию жилых помещений и оплате коммунальных услуг. Договоры на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в 2019 году не заключались.
Возможно ли заключение в 2020 году договоров на оплату содержания указанных жилых помещений и коммунальных услуг с условием погашения задолженности за 2019 год, т.е. возможно ли это вообще и каким образом, с учетом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отразить это в договоре (может быть, распространить действие договора на отношения, возникшие с момента возникновения права муниципальной собственности)?
ОТВЕТ:

Под контрактом, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), понимается гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях ГК РФ. Следовательно, к отношениям по контракту, который заключается в соответствии с Законом N 44-ФЗ, применяются нормы ГК РФ с учетом положений упомянутого федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Таким образом, по общему правилу гражданско-правовым договором может быть предусмотрено, что его условия применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения договора. Распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения (постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 1928/05). Запрета на включение такого условия в контракт нормы Закона N 44-ФЗ не содержат, на что указывают и суды (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2018 N Ф07-4680/18, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 N 08АП-6004/19)*(1).
Вместе с тем необходимо также учитывать особенности регулирования отношений в сфере контрактной системы. Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых заказчиками в порядке, установленном этим федеральным законом. Закупка начинается с определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Под определением контрагента понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных этим Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента, и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, заключение контракта является частью процедуры определения контрагента, которая, в свою очередь, является частью закупки, и все эти действия должны совершаться в порядке, определенном Законом N 44-ФЗ. Так, например, до 31 июля 2019 года заключению контрактов на основании п. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ должно было предшествовать размещение в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в прежней редакции).
Решение о способе определения контрагента должно приниматься заказчиком в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 24 этого закона). За нарушение этого требования (в том числе применительно к закупке у единственного контрагента) предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ). Отсюда следует, что определению контрагента всегда должен предшествовать выбор способа (процедуры), посредством которого такое определение будет осуществляться.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, перечисленных в указанной норме (к ним, в частности, относятся приемка товаров, работ и услуг, их оплата, применение мер ответственности и прочее), реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, по смыслу указанной нормы началу исполнения контракта должно предшествовать его заключение в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Ситуация, когда заказчик и его контрагент вступают в фактические правоотношения, регулируемые определенным видом договора, не заключая контракт в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, противоречит требованиям этого Закона. Похожий подход отражен в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28.05.2014 N КС-116/2014. Несоответствие требованиям закона в такой ситуации заключается именно в наличии между сторонами отношений по поставке товара, работы или услуги без заключения контракта, а не в самом факте включения в контракт, который стороны заключат впоследствии, условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения.
В правоприменительной практике УФАС распространен подход, согласно которому положения п. 2 ст. 425 ГК РФ не могут применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.05.2018 N 44-2412/18, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18.10.2018 N 44-4716/18, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 03.02.2016 N 03/АМ, решение УФАС по Омской области от 15.09.2015 N 03-13.1/65-2015, решение УФАС по Мурманской области от 26.02.2015 N 06-09/РНП-51-20, решение УФАС по Калининградской области от 28.05.2014 N КС-116/2014)*(2). Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России (смотрите, например, ответ на вопрос N 4 в письме от 22.06.2015 N Д28и-1815, п. 8 письма от 22.01.2015 N Д28и-118, письмо от 05.11.2015 N Д28и-3300, письмо от 22.01.2015 N Д28и-103)*(3).
Таким образом, включение в контракт условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения, хотя напрямую и не запрещено, может быть квалифицировано как нарушение законодательства о контрактной системе. Однако это не означает, что заказчик вправе не оплачивать фактически оказанные до момента заключения контракта услуги.
В ряде случаев контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, согласно которому совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора по общему правилу считается акцептом оферты, что означает заключение договора (п. 1 ст. 433 ГК РФ).
Судебная практика (в том числе применительно к отношениям с участием государственных и муниципальных заказчиков) исходит из того, что фактическое начало пользования потребителем услугами обязанной стороны может рассматриваться акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Поэтому такие отношения должны рассматриваться как договорные (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30, п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, постановления АС Уральского округа от 15.06.2015 N Ф09-3857/15, ФАС Уральского округа от 07.02.2014 N Ф09-14488/13, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 N 19АП-166/12).
Соответственно, при определенных обстоятельствах отношения между заказчиком и энергоснабжающими организациями в период с даты государственной регистрации перехода права собственности на жилые помещения к муниципальному образованию до момента заключения соответствующих контрактов сторонами могут быть квалифицированы как договорные.
С одной стороны, это означает, что в указанный период у заказчика возникнет обязанность по оплате поставленных ему коммунальных ресурсов, несмотря на то, что отношения не будут регулироваться контрактом, оформленным путем подписания сторонами одного документа (смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 30.01.2015 N Ф04-14223/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 N 17АП-10473/15, Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 N 06АП-1007/15). Как представляется, отсутствие контракта, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не освободит заказчика и от ответственности за неисполнение денежного обязательства в случае просрочки оплаты за поставленные ресурсы, за услуги по содержанию общего имущества и т. п. (п. 5 ст. 454, п. 5 ст. 486 ГК РФ)*(4).
С другой стороны, хотя Закон N 44-ФЗ и не содержит прямого запрета на заключение контракта в ряде случаев путем совершения конклюдентных действий (п. 3 ст. 438 ГК РФ), по смыслу положений этого Закона в большинстве случаев заключение контракта допустимо только путем составления одного документа, подписанного сторонами. В частности, согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. В большинстве случаев сведения о контракте должны быть внесены в реестр контрактов, заключаемых заказчиками (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ); между тем для внесения сведений в этот реестр заказчик направляет в Федеральное казначейство копию заключенного контракта (пп. "и" п. 2, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, смотрите в связи с этим также материал: Энциклопедия решений. Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: исключения из правила). Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 ч. 1 ст. 93 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) Закона N 44-ФЗ (ч. 8 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, законодательство о контрактной системе напрямую не предусматривает механизма, посредством которого должна решаться проблема, связанная с необходимостью оплаты заказчиком коммунальных услуг, фактически потребленных в отсутствие заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракта. Фактическое потребление заказчиком таких услуг без заключения контракта не освобождает его от обязанности оплатить их. Включение в контракт условия о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до заключения такого контракта, прямо не запрещено Законом N 44-ФЗ. Такая возможность подтверждается судебной практикой (смотрите, помимо вышеприведенных ссылок, также, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 N 15АП-6007/18, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 N 21АП-594/18, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 N 14АП-7206/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 N 13АП-25060/18, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018 N 15АП-9535/18, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 N 09АП-49932/19). Однако, учитывая наличие противоположного подхода в практике территориальных органов ФАС России, мы не можем однозначно исключить вероятность наступления неблагоприятных последствий для заказчика в связи с включением в контракт указанного условия.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. О возможности распространения условий контракта по Закону N 44-ФЗ на отношения, возникшие до его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В большинстве обнаруженных нами примеров рассматриваются случаи распространения условия контракта на правоотношения, фактически существовавшие в период с 1 января текущего года по дату заключения контракта. Подобная необходимость обусловлена обычно объективными обстоятельствами, такими как, например, позднее доведение до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Примеров, аналогичных описанному в вопросе, мы не обнаружили.
*(2) Смотрите также Вопрос: Организация оказывала услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с начала 2015 года, но контракт не был заключен. В настоящее время (июнь 2015 года) планируется заключить контракт текущей датой, но в сроках действия указать, что он вступает в силу с момента подписания и действует с 01.01.2015 по 31.12.2015. Данный контракт заключается на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Правомерно ли заключение такого контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.).
*(3) Однако существуют и разъяснения, в которых Минэкономразвития России придерживается противоположной позиции (смотрите, например, письмо от 04.03.2015 N Д28и-506, ответ на вопрос N 3 письма от 21.07.2015 N Д28И-2185).
*(4) Напомним, что обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (смотрите п. 24 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017; Вопрос: Бюджетному учреждению на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения, которые находятся в многоквартирном жилом доме. Учреждение возмещает товариществу собственников жилья коммунальные услуги по отдельному договору. По какому пункту ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует заключать договор? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.)). 

Все консультации данной рубрики