Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
05.02.2020
- В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или участник закупки представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик проводит электронный аукцион. Установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Участник в составе заявки подал декларацию о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. По результатам аукциона стал победителем, с ним заключен контракт. После заключения контракта заказчик получил информацию, что на момент подачи заявки участник не состоял в реестре субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обязан ли заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или указанные в данном пункте требования к участникам относятся только к требованиям к участникам в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ? Есть ли у заказчика иные основания для расторжения контракта? Обязан ли заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обоснование позиции:
В силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что контрагент не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента.
Перечень требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, предусмотрен ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся единые требования, перечисленные в ч. 1 этой статьи, требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 этой статьи) и дополнительные требования (ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Упомянутый перечень не является исчерпывающим. В частности, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (ч. 3 указанной статьи). По существу приведенная норма указывает на возможность установления к участникам закупки требования об их соответствии критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Часть 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не содержит указания на то, что предусмотренная этой нормой обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта возникает у заказчика только в случае выявления несоответствия контрагента тем требованиям, которые предусмотрены ст. 31 этого закона. Поэтому, как мы полагаем, предусмотренное указанной частью требование распространяется и на те случаи, когда в ходе исполнения контракта ему стало известно о том, что участником была представлена недостоверная информация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Аналогичный подход можно обнаружить и в правоприменительной практике (смотрите, в частности, письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2014 г. N 7158-ЕЕ/Д28И/АЦ/13590/14, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 апреля 2018 г. N Ф01-863/18 по делу N А29-6385/2017, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2017 г. N 02АП-8498/17, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 27 ноября 2017 г. N 04-17/74-2017).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
17 января 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним