Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.02.2020
ВОПРОС:
1. В 2019 году на основании соглашения о предоставлении субсидии на иные цели бюджетным учреждением отражено признание ожидаемых доходов в размере, предусмотренном соглашением, - 2 000 000 руб. Однако на лицевой счет средства субсидии поступили в размере 1 999 000 руб. (так как на данную сумму был заключен контракт в рамках данной субсидии).
Какими бухгалтерскими записями уменьшить объем финансирования на сумму 1000 руб.?
2. На основании соглашения о предоставлении субсидии на иные цели бюджетным учреждением отражено признание ожидаемых доходов в размере, предусмотренном соглашением, - 8 000 000 руб. Данная сумма в полном объеме поступила на лицевой счет учреждения. В конце отчетного периода на счете учреждения остался остаток неиспользованной субсидии в размере 3 000 000 руб., который нужно вернуть в бюджет.
Какой бухгалтерской записью отразить возврат субсидии на иные цели в 2020 году?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уменьшение дебиторской задолженности по субсидии на иные цели в связи с уменьшением объема предоставленных средств согласно соглашению (договору) в бухгалтерском учете учреждения отражается бухгалтерской записью, обратной ее начислению.
Задолженность по возврату в доход бюджета неиспользованного остатка субсидии на иные цели отражается в зависимости от даты утверждения отчета о достижении целевых показателей. В учете бюджетного учреждения задолженность по возврату неиспользованных остатков субсидии на иные цели в доход бюджета отражается по дебету счета 5 401 40 000 "Доходы будущих периодов" и кредиту счета 5 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Обоснование вывода:
1. Прежде всего отметим, что с 2019 года в соответствии с п. 93 Инструкции N 174н (в редакции, действующей с 2019 г.) расчеты по субсидии на иные цели отражаются на счете 0 205 52 000 (0 205 62 000).
Выбор аналитического счета учета зависит от целей, на которые субсидия была предоставлена.
Так, доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера отражаются по подстатье 152 "Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ (пп. 9.5.2 п. 9 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н)). Для учета расчетов по таким доходам применяется счет 0 205 52 000.
В свою очередь, доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели капитального характера отражаются по подстатье 162 "Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ (пп. 9.6.2 п. 9 Порядка N 209н). Для учета расчетов по таким доходам применяется счет 0 205 62 000.
Отметим, что к расходам капитального характера относятся расходы, формирующие (увеличивающие) стоимость основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов (п. 7 Порядка N 209н).
При этом следует учитывать, что если условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то доходы от субсидии признаются поступлениями текущего характера.
В рассматриваемой ситуации в 2019 году на основании соглашения о предоставлении субсидии на иные цели бюджетным учреждением отражено признание ожидаемых доходов в размере 2 000 000 руб. В связи с тем, что контракт в рамках данной субсидии был заключен на меньшую сумму, на лицевой счет учреждения данная субсидия поступила в размере 1 990 000 руб. В такой ситуации учреждению нужно уменьшить сумму ожидаемых доходов в виде субсидии на иные цели на сумму 1000 руб.
В соответствии с прямой нормой п. 94 Инструкции N 174н уменьшение дебиторской задолженности по субсидиям в связи с уменьшением объема предоставленных средств согласно соглашению (договору) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 "Доходы будущих периодов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
То есть уменьшить дебиторскую задолженность по субсидии на иные цели учреждение может на основании предоставленного учредителем соглашения (к примеру, дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение о предоставлении субсидии на иные цели). При отсутствии в учреждении такого документа за разъяснениями рекомендуем обратиться к учредителю.
Таким образом, уменьшение дебиторской задолженности по субсидиям в связи с уменьшением объема предоставленных средств согласно соглашению (договору) в бухгалтерском учете учреждения будет отражено бухгалтерской записью, обратной ее начислению:
Дебет 5 401 40 152 (5 401 40 162) Кредит 5 205 52 661 (5 205 62 661)
- отражено уменьшение дебиторской задолженности по субсидиям в связи с уменьшением объема предоставленных средств согласно соглашению (договору) на 1 000 руб.
2. Согласно ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. В то же время указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа - учредителя бюджетного учреждения.
Момент отражения операций по начислению задолженности перед бюджетом по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет в учете бюджетных учреждений не урегулирован. Учитывая, что начисление доходов в виде целевых субсидий может быть отражено в бухгалтерском учете только после того, как получателем субсидии достигнуты соответствующие цели (выполнены условия, установленные при предоставлении субсидии), то, исходя из условий соглашения о предоставлении субсидии, сроки отражения в учете задолженности по возврату остатков субсидий прошлых лет могут быть различны.
Так, в частности, если дата утверждения отчета о достижении целевых показателей приходится на текущий финансовый год (отчетный период, в котором субсидии были предоставлены), то при отсутствии в соглашении условия о возврате неиспользованного остатка целевых субсидий также в текущем финансовом году задолженность по возврату может быть отражена первым рабочим днем очередного финансового года.
В случае если отчет о произведенных за счет целевых субсидий расходах утвержден учредителем уже в очередном финансовом году, то операция по начислению задолженности перед бюджетом по возврату неиспользованного остатка целевых субсидий подлежит отражению датой утверждения отчета.
В учете бюджетного учреждения задолженность по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий в доход бюджета отражается по дебету счета 5 401 40 000 "Доходы будущих периодов" и кредиту счета 5 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 158 Инструкции N 174н).
Вместе с этим возврат неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет отражается по дебету счета 5 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 5 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" с одновременным увеличением забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610) (пп. 62.5.1 п. 62 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, пп. 14.1 п. 14 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 02.09.2019 N 02-06-10/67478).
Таким образом, с учетом положений Инструкции N 174н операции по возврату остатков субсидии на иные цели в бюджет могут отражаться следующими записями:
Дебет КДБ 5 401 40 152 (5 401 40 162) Кредит КДБ 5 303 05 731
- отражена задолженность по возврату в доход бюджета неиспользованного остатка субсидии на иные цели;
Дебет КДБ 5 303 05 831 Кредит КИФ 5 201 11 610,
одновременно увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- перечислены денежные средства в бюджет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

15 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики