Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

07.02.2020
ВОПРОС:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены ограничения по закупке иностранной радиоэлектронной продукции. Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 при отсутствии в заявке декларации товар считается иностранным, заявка не отклоняется.
Заказчик проводит аукцион на закупку компьютерной техники, установлены ограничения по постановлению Правительства N 878. Поданы две заявки В первых частях заявок указана страна происхождения товара - Российская Федерация. Во вторых частях участники не представили декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Должен ли заказчик считать такой товар иностранным, несмотря на информацию о стране происхождения (РФ) в первых частях заявок? Правомерно ли считать радиоэлектронную продукцию, произведенную в Российской Федерации, но не включенную в Реестр российской радиоэлектронной продукции, иностранной радиоэлектронной продукцией?
ОТВЕТ:

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Как видим, в целях применения требований Постановления N 878 в заявках участников должны содержаться декларации участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
В приведенной ситуации ни одна из двух поданных заявок не соответствует указанному требованию, соответственно, положения Постановления N 878 в данном случае не применяются.
Отметим, что из Постановления N 878 прямо не следует, что заявки участников, в которых отсутствуют декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, признаются иностранными. Однако в силу требований п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 данного закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. При этом применение п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ не зависит от того, предложен ли участником закупки товар, произведенный в России.
Поэтому формально в приведенной ситуации заявки, в которых отсутствуют декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, должны приравниваться к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. Сказанное подтверждает правоприменительная практика (решение УФАС по Пермскому краю от 12.11.2019, решение УФАС по Астраханской области от 30.10.2019 N 030/06/69-1339/2019).
Однако встречаются и противоположные решения. Так, например, в целях применения положений приказа Минфина России от 04.06.2018 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контролирующие органы признают заявки, не содержащие декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, но в которых указана страна происхождения Россия, российскими (решение УФАС по Ульяновской области от 25.11.2019 N 073/06/70-16134/2019).
На наш взгляд, первая из позиций представляется более обоснованной и соответствующей требованиям п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Отдельно отметим, что ни положения Постановления N 878, ни требований Закона N 44-ФЗ не содержат ответа на вопрос, считается ли радиоэлектронная продукция, произведенная в России, в отношении которой отсутствуют сведения в реестре, иностранной продукцией. Однако, как мы раньше отметили, заявки с предложением подобной продукции, не соответствующие требованиям п. 3 Постановления N 878, должны приравниваться к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Официальные разъяснения и судебная практика, подтверждающая данную позицию, отсутствуют. Поэтому в случае возникновения спора окончательно данный вопрос может решить только суд.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

16 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики