Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.02.2020
ВОПРОС:
В 2018 году муниципальным казенным учреждением, согласно уставу осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности, заключены два муниципальных контракта на сумму 1 288,6 тыс. руб., предметом которых является поставка детской мебели на объекты капитального строительства со сроками поставки в 2018-2019 гг. Поставленное оборудование по завершении строительно-монтажных работ на объекте передается в комитет по управлению имуществом города для отражения в составе реестра муниципальной собственности и дальнейшей передачи их эксплуатирующим организациям.
В связи с нарушением сроков поставки товара поставщику предъявлено требование по уплате неустойки в сумме 42,8 тыс. руб. От указания в первичных документах (актах приемки товара, формах КС-2, КС-3) фактических дат поставки, отличающихся от сроков поставки, указанных в договоре, поставщик отказался, в связи с чем первичные документы к оплате заказчиком не были приняты. Оплата за поставленный товар не произведена, поставщик обратился с исковым заявлением в суд. В ходе судебного разбирательства факт поставки товара на объекты в полном объеме заказчиком не оспаривался. Согласно решениям арбитражного и апелляционного судов представленные в материалы дела акты приема-передачи товара (с рукописными исправлениями дат заказчиком) содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", составлены на бумажном носителе, подписаны сторонами. Расчет неустойки, произведенный заказчиком, также признан обоснованным. В пользу поставщика по решению судов взыскивается сумма 1 245,7 тыс. руб. (1 288,6 тыс. руб. - 42,8 тыс. руб.), то есть заявленные требования прекращаются путем зачета взаимных требований. Кроме того, в пользу поставщика взыскиваются расходы по оплате государственной пошлины в сумме 25 тыс. руб. и расходы на оплату представителя в сумме 5 тыс. руб. В настоящее время в бухгалтерском учете казенного учреждения отражено начисление неустойки, создан резерв по исковым требованиям в сумме 30 тыс. руб. (25 тыс. руб. + 5 тыс. руб.).
Поставка основных средств и судебный процесс были в 2019 году. Первичные документы в бухгалтерию не передавались. Неустойка начислена в составе доходов будущих периодов. Расходы по контрактам отражались по статье 310 КОСГУ. Учреждение не наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме.
Какими проводками в учете заказчика в 2019 году отразить принятое судебное решение (приемка поставленного в сумме 1 288,6 тыс. руб. товара в полном объеме согласно спецификации к муниципальным контрактам в целях дальнейшей передачи эксплуатирующим организациям, зачет неустойки в сумме 42,8 тыс. руб.), если задолженность будет взыскана с заказчика по исполнительному листу в 2020 году с зачетом взаимных требований в сумме 1,245,7 тыс. руб. (лимиты бюджетных обязательств на 2020 год отсутствуют и будут доведены до заказчика в объеме заявленных по исполнительному листу т
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Не отраженные своевременно первичные документы следует отразить в бюджетном учете учреждения в качестве исправления ошибки текущего года.
На основании решения суда учреждению следует признать доходы в виде неустойки доходами текущего года, а также начислить кредиторскую задолженность перед поставщиком в сумме возмещения поставщику судебных издержек, за счет сформированных резервов.
Зачет взаимных требований путем уменьшения кредиторской задолженности учреждения на сумму предъявленной неустойки без перечисления суммы неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетным законодательством не предусмотрен.

Обоснование вывода:
Решение суда, безусловно, является фактом хозяйственной жизни учреждения и подлежит отражению в его бюджетном учете. Вместе с тем согласно п. 27 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В рассматриваемом случае фактически поставка мебели была осуществлена, оформлены первичные документы, однако они не были своевременно переданы в централизованную бухгалтерию. Подобное обстоятельство привело к неотражению информации в бюджетном учете в части поступления основных средств, а также кредиторской задолженности перед контрагентом. Данный факт привел к ошибке в бюджетном учете казенного учреждения, которую следует отразить в порядке, определенном п.п. 28, 29 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 18 Инструкции N 157н.
Так, ошибка, обнаруженная до момента представления бюджетной (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (Журнал операций) в зависимости от ее характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью. В связи с этим если поставка мебели была осуществлена в 2019 году и ошибка, связанная с неотражением данного факта хозяйственной жизни обнаружена в казенном учреждении до сдачи годовой отчетности за 2019 год, то исправительные записи могут быть сделаны 31.12.2019, то есть как исправление ошибки текущего года, без применения специальных счетов.
При этом обратите внимание, что в случае, если ошибка относится к прошлым отчетным периодам (2018 и ранее), то исправительные записи производятся с использованием специальных счетов и подлежат обособлению в учете (п.п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
В свою очередь, суммы задолженности по неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 0 209 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" и кредиту счетов 0 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)" - в случае, если предъявленные претензионные требования не оспариваются контрагентом.
Если контрагент оспаривает предъявленные штрафные санкции, то их начисление осуществляется с использованием счета 0 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 86 Инструкции N 162н). По решению суда, подобные доходы признаются доходами текущего года (п. 120 Инструкции N 162н).
Здесь необходимо подчеркнуть, что любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Поэтому сумму неустойки учреждению следует перечислить в доход соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959).
По общему правилу исполнение бюджета по доходам и расходам, исходя из статей 218, 219 БК РФ, не может осуществляться неденежным способом (письма Минфина России от 15.08.2016 N 02-07-10/47662, от 25.07.2016 N 02-06-10/43383), без использования единого счета бюджета (письма Минфина России от 04.10.2019 N 02-07-10/76491, от 27.09.2019 N 02-07-10/74595). Иными словами, зачет взаимных требований путем уменьшения кредиторской задолженности учреждения на сумму предъявленной неустойки не предусмотрен. В связи с чем Инструкция N 162н не содержит корреспонденций для отражения зачета взаимных требований на сумму предъявленной неустойки.
Также не предусмотрен и зачетный механизм при доведении лимитов бюджетных обязательств, соответственно, и в Инструкция N 162н не содержится механизмов отражения подобного варианта в бюджетном учете.
В случае, если казенное учреждение не намерено оспаривать судебный акт и будет принято решение о проведении зачета встречных требований, а также о доведении лимитов бюджетных обязательств в меньшем объеме (с учетом зачета обязательства по возврату полученных штрафных санкций в доход соответствующего бюджета), проводки в части отражения подобных хозяйственных ситуаций следует разработать самостоятельно, закрепив в своей учетной политике. Разработанные корреспонденции счетов должны быть согласованы с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств (п. 2 Инструкции N 162н).
Кроме того, в данной ситуации казенному учреждению были предъявлены встречные требования, в том числе на возмещения поставщику судебных издержек, в сумме которых был сформирован резерв. Принятие обязательств, на которые был ранее образован резерв на возмещения поставщику судебных издержек, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. 124.2 Инструкции N 162н). При этом расходы по возмещению истцам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов относится на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка N 209н).
Таким образом, проводки по зачету задолженностей следует определять в порядке п. 2 Инструкции N 162н. Одним из вариантов бухгалтерских записей может быть следующий:
1. Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 40 141
- начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика;
2. Дебет КДБ 1 401 40 141 Кредит КДБ 1 401 10 141
- на основании решения суда доходы в виде неустойки признаны доходами текущего года;
3. Дебет КРБ 1 401 20 297 Кредит КРБ 1 401 60 297
- сформирован резерв по исковым требованиям в сумме возмещения поставщику судебных издержек;
4. Дебет КРБ 1 401 60 297 Кредит КРБ 1 302 97 73Х
- отражена задолженность перед поставщиком по возмещению судебных издержек за счет резерва;
5. Дебет КРБ 1 106 Х1 310 Кредит КРБ 1 302 31 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью исправлена ошибка текущего года в сумме поставленной ранее мебели;
6. Дебет КДБ 1 304 04 141 Кредит КДБ 1 303 05 731
- отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов от удержания неустойки, в адрес администратора кассовых поступлений направлено Извещение (ф. 0504805)*(1);
7. Дебет КРБ 1 302 31 83Х Кредит КДБ 1 209 41 66Х
- отражено уменьшение обязательств перед контрагентом в сумме неустойки (по аналогии с корреспонденцией для бюджетных учреждений, п. 110 Инструкции N 174н);
8. Дебет КРБ 1 302 31 83Х Кредит КРБ 1 304 05 310
- произведена оплата поставщику (за минусом суммы удержанной неустойки);
9. Дебет КРБ 1 302 97 83Х Кредит КРБ 1 304 05 297
- произведена оплата поставщику в части компенсации судебных издержек.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

15 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Необходимость отражения проводки по начислению задолженности перед бюджетом с использованием счета 1 303 05 000 возникает только в случае, если будут доведены соответствующие ЛБО. 

Все консультации данной рубрики