Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

13.02.2020
ВОПРОС:
Российская организация заключила лицензионное соглашение с иностранной компанией на предоставление лицензии (с целью организации производства продукции, операции по реализации которой облагаются НДС) и подготовку проектной документации в рамках данного соглашения. Проектная документация по акту передана российской организации, НДС российской организацией в качестве налогового агента перечислен и возмещен. В настоящее время иностранная организация находится на стадии банкротства. Лицензия в настоящее время не передана, производство продукции, возможно, так и не будет запущено.
Какие налоговые риски возникают у российской организации в части возмещенного НДС в качестве налогового агента по проектной документации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если результаты приобретенных работ (услуг) по разработке проектной документации фактически не будут использованы организацией в операциях, облагаемых НДС, налоговый орган может отказать в применении вычета сумм НДС, уплаченного ею в бюджет в качестве налогового агента за иностранную организацию - исполнителя.

Обоснование позиции:
В рассматриваемой ситуации российская организация - заказчик работ (услуг) по разработке проектной документации, оказанных иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах на территории РФ, исчислила и уплатила НДС в качестве налогового агента (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148, п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 03.07.2014 N 03-07-РЗ/32215).
Уплаченные таким образом суммы НДС российская организация - налоговый агент имела право принять к вычету при выполнении условий, предусмотренных п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, в частности, при условии, что работы (услуги) по разработке проектной документации были приобретены ею для осуществления операций, облагаемых НДС.
Нормы главы 21 НК РФ не определяют последствий частичного (неполного) исполнения договоров, заключенных с иностранными контрагентами, вследствие которого приобретенные налоговым агентом работы (услуги) в дальнейшем фактически не используются в операциях, облагаемых НДС. При этом закон не обязывает налоговых агентов в таких случаях восстанавливать (смотрите, в частности, п. 3 ст. 170 НК РФ) или "снимать" суммы ранее правомерно принятого к вычету НДС, уплаченного ими в бюджет.
Заметим, что нормы главы 21 НК РФ не ставят возможность применения налогового вычета в зависимость от фактического использования результатов приобретенных работ (услуг) в облагаемых НДС операциях - главное, чтобы изначально имелось такое намерение (смотрите также п.п. 1.5, 1.8 Энциклопедии судебной практики. Налог на добавленную стоимость. Налоговые вычеты. Право налогоплательщика на налоговый вычет). По нашему мнению, приведенное условие в данном случае выполняется, поскольку работы (услуги) по разработке проектной документации планировалось использовать для организации производства продукции, операции по реализации которой облагаются НДС. Соответственно, считаем, что сам по себе тот факт, что планируемое производство по объективным причинам в итоге не будет запущено, не является препятствием для применения организацией вычета "агентского" НДС.
При этом мы не можем исключить вероятности того, что налоговые органы будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено, но в подтверждение наличия в данном случае налоговых рисков, выражающихся в отказе в применении вычета "агентского" НДС, если проект по запуску производства не будет доведен до конца, можно привести постановление Семнадцатого ААС от 02.08.2018 N 17АП-9299/18, согласно которому налоговый орган отказал организации - налоговому агенту в принятии к вычету суммы НДС, фактически перечисленной в бюджет, в связи с тем, что часть приобретенных у иностранной организации проектных работ фактически не используется ею для осуществления операций, облагаемых НДС. При этом суд указал, что данный довод не соответствует буквальному содержанию абзаца третьего п. 3 ст. 171 НК РФ, где условием для применения вычета является цель приобретения товара (работы, услуги), а не их фактическое использование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

22 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики