Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

21.02.2020
ВОПРОС:
В Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) были внесены изменения, вступающие в силу с января 2020 года. В частности, в ст. 3 Закона N 44-ФЗ введено новое понятие - "контракт".
Необходимо ли вносить изменения в отработанные бюджетным учреждением договоры, оплата по которым происходит из средств бюджетных субсидий согласно п. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, и менять в договорах термин "договор" на термин "контракт"? Если да, то будет ли правомерным такой вариант формулировки преамбулы договора: "именуемые вместе "Стороны", а по отдельности "Сторона", заключили настоящий Контракт (далее - Контракт, Договор) о нижеследующем..." и далее по тексту - с формулировкой "договор"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любой контракт, заключенный в законодательстве о контрактной системе, является гражданско-правовым договором, который именуется "контракт" только в этом законодательстве исключительно для удобства регулирования. Наименование документа договором или контрактом не имеет юридического значения.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Категории "государственные контракты" и "муниципальные контракты" входят в более широкую категорию контрактов, определение которым дано в п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, внесенным в этот Закон с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ. Согласно этой норме контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Субъекты, являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, перечислены в п. 5 и п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения и унитарные предприятия среди них не названы и именуются просто заказчиками (п. 7 той же статьи).
То есть фактически для целей Закона N 44-ФЗ понятие "контракт" является синонимом понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ", "государственный" или "муниципальный" - если он заключается государственным или муниципальным заказчиком, и "(просто) контракт" - если он заключается заказчиком, который не относится к государственным или муниципальным.
Вместе с тем каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта, именно "государственный контракт", "муниципальный контракт", "контракт" договором, Закон N 44-ФЗ не содержит.
В этой связи заметим, что во второй части Гражданского кодекса РФ изначально выделялись государственные и муниципальные контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (параграф 4 главы 30 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ) как виды гражданско-правовых договоров купли-продажи и подряда соответственно (п. 5 ст. 454 и п. 2 ст. 525, п. 2 ст. 702 и п. 1 ст. 763 ГК РФ). Фактически квалифицирующим признаком их выделения является выступление в качестве одной из сторон - покупателя или заказчика - государственного или муниципального заказчика (ст. 526, п. 2 ст. 763 и ст. 764 ГК РФ). В п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ понятие "государственный, муниципальный контракт" фактически расширяется по сравнению со значением, употребляемым в Гражданском кодексе РФ, в отношении всех договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Понятие же "контракт" включает в себя все договоры, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
При этом из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть с точки зрения права имеет значение не наименование документа ("договор" или "контракт") и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.
Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и к нему будут применяться нормы параграфа 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд" главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ.
В свою очередь, поскольку бюджетное учреждение или унитарное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор - "договором" или "контрактом", к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ (смотрите также разъяснения в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Таким образом, выделение контракта из числа прочих гражданско-правовых договоров является чисто терминологическим и вводится в Законе N 44-ФЗ в целях удобства регулирования. Наименование документа договором или контрактом не имеет юридического значения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

30 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики