Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

25.02.2020
ВОПРОС:
Как правильно в бухгалтерском учете бюджетного учреждения учитывать телефонные сим-карты, приобретенные для нужд учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вариант учета, полученных сим-карт учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики (иного локального акта учреждения).
Одним из вариантов может быть организация учета полученных сим-карт с использованием дополнительно введенного забалансового счета.

Обоснование вывода:
Используемые в настоящее время нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета бюджетных учреждений, такие как федеральный стандарт "Концептуальные основы...", Инструкция N 157н, Инструкция N 174н, не дают четкого ответа на вопрос о варианте учета сим-карт, полученных учреждением по договору о предоставлении услуг сотовой связи.
Правовыми актами, изданными органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей, могут быть установлены рекомендации или требования о разработке локальных актов, направленных на усиление контроля за расходованием средств на оплату услуг связи, а также оптимизацию этих расходов. В случае отсутствия подобных рекомендаций (требований) для контроля за расходованием средств на оплату услуг связи и оптимизации таких расходов учреждение самостоятельно может разработать правила использования служебных телефонов.
В свою очередь, порядок бухгалтерского учета сим-карт должен быть разработан субъектом учета самостоятельно и закреплен в рамках его учетной политики (п. 19 федерального стандарта "Концептуальные основы", п. 6 Инструкции N 157н).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342, "идентификационный модуль" - электронный носитель информации, установленный в абонентской станции (абонентском устройстве), с помощью которого осуществляется идентификация абонента оператором связи, доступ абонентской станции (абонентского устройства) к сети подвижной связи, а также обеспечивается защита от несанкционированного использования абонентского номера.
Иными словами, сим-карта - это носитель информации, который позволяет получать определенную услугу - доступ к мобильной сети. Кроме того, расходы на приобретение сим-карт для мобильных телефонов относятся на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ (п. 10.2.1 Порядка N 209н).
Таким образом, возможность рассматривать сим-карты в качестве активов, подлежащих учету на балансовых счетах, на наш взгляд, весьма сомнительна. Однако и забалансовых счетов, предназначенных для учета подобных объектов, Инструкцией N 157н не предусмотрено. Вместе с тем учреждения вправе в рамках формирования своей учетной политики принять решение о введение дополнительного забалансового счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование (п. 332 Инструкции N 157н).
Следовательно, одним из вариантов организации учета сим-карт, полученных учреждением, может быть их учет на дополнительно введенном забалансовом счете. При этом порядок учета на таком счете, в том числе основания для отражения поступления, выбытия, перемещения, разрабатывается учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
Кроме того, в учреждении может быть принято решение о том, что бухгалтерский учет сим-карт осуществляться не будет, а управленческий учет с целью контроля за их наличием и использованием будет возложен на ответственное лицо (структурное подразделение) в порядке, определенным локальным актом.
Вместе с тем, учитывая неурегулированность данного вопроса, мы не исключаем вариант, при котором учреждением сим-карты будут признаны "активом" на основании профессионального суждения ответственных должностных лиц. В таком случае первоначально такие активы нужно будет учитывать на соответствующих счетах нефинансовых активов, например, в составе материальных запасов в порядке безвозмездного получения. А вот дальнейший учет будет зависеть от квалификации сим-карт.
В частности, учетной политикой может быть предусмотрен учет сим-карт по аналогии с бланками строгой отчетности, с организацией учета с использованием забалансового счета 03 "Бланки строгой отчетности". При этом они должны быть включены в перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности (п. 337 Инструкции N 157н). В таком случае после выдачи работникам сим-карт они могут быть списаны с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 03 в порядке, определенном п. 337 Инструкции N 157н.
Вместе с тем сим-карты не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности и изложенным в п. 118 Инструкции N 157н.
Поэтому в случае признания учреждением сим-карт активами наиболее приемлемым представляется вариант, при котором дальнейший учет таких активов будет организован с использованием забалансового счета 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". В таком случае после выдачи работникам сим-карт они могут быть списаны с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 27 в порядке, определенном п. 385 Инструкции N 157н.
Таким образом, вариант учета полученных сим-карт учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики (иного локального акта учреждения). Наиболее целесообразным, на наш взгляд, представляется решение об организации учета полученных сим-карт с использованием дополнительно введенного забалансового счета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

4 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики