Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

03.03.2020
ВОПРОС:
Федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет добычу пресных подземных вод на основании лицензии и, соответственно, является плательщиком водного налога. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительного прибора. При установке прибора учета была проведена его первичная поверка.
В случае если несвоевременно будет произведена периодическая поверка прибора учета, каким образом производить начисление водного налога?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отсутствие своевременно проведенной поверки водоизмерительного прибора объем забранной воды для исчисления водного налога следует производить исходя из времени работы и производительности технических средств, а при невозможности применения этого метода - исходя из норм водопотребления.
Использование в этом случае показаний приборов учета может привести к разногласиям с налоговым органом, в связи с чем налогоплательщик, возможно, вынужден будет доказывать в суде, что в течение соответствующего периода используемый для снятия показаний прибор учета был технически исправен.

Обоснование позиции:
Забор воды из водных объектов признается объектом налогообложения водным налогом (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по водному налогу определен ст. 333.10 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
Абзацем третьим п. 2 ст. 333.10 НК РФ определено, что в случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Непосредственно нормы НК РФ не указывают на необходимость поверки водоизмерительных приборов, используемых для определения объема воды, забранной из водного объекта.
Однако такая необходимость вытекает из положений иных нормативных правовых актов. В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), п. 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (к которым по смыслу (ч.ч. 2, 4 ст. 1, п.п. 8, 21 ст. 2 Закона N 102-ФЗ относятся в том числе приборы учета воды)*(1), до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Пунктом 8 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (утвержден приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, далее - Порядок) установлено, что средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ.
Даты поверки и периодичность поверки отражаются в журнале учета водопотребления средствами измерений (форма 1.1 приложения к Порядку).
Таким образом, водоизмерительные приборы, показания которых используются налогоплательщиком для определения объема воды, забранной из водного объекта, в целях исчисления водного налога (далее также - налог), после их ввода в эксплуатацию должны проходить периодическую поверку.
К сожалению, мы не обнаружили официальных разъяснений или судебных актов, в которых рассматривался бы вопрос о порядке исчисления налога в ситуации, когда водоизмерительные приборы установлены, но не прошли поверку по истечении межповерочного интервала. Однако полагаем, что отсутствие своевременно проведенной поверки ставит под сомнение достоверность показаний приборов учета относительно объема воды, забранного по истечении срока для проведения периодической поверки. Аналогичное мнение сложилось в судебной практике. Так, АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 21.01.2020 N Ф04-6464/19 указал, что отсутствие поверки прибора учета ставит под сомнение достоверность и объективность проведенного этим прибором измерений, то есть создает презумпцию его недостоверности. Хотя в том же постановлении со ссылкой на ст.ст. 9, 65 АПК РФ суд отметил, что презумпция некорректности осуществленного такими приборами учета определения количества ресурса является опровержимой.
Вывод о необходимости поверки водоизмерительных приборов для использования их показаний при определении налоговой базы по водному налогу косвенно подтверждается постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 10.08.2015 N Ф02-3982/15. В споре между налогоплательщиком и налоговым органом суд признал правильным расчет налогоплательщика, который был основан на имеющихся в материалах дела актах замеров производительности насосов, составленных работниками налогоплательщика на основании поверенных средств измерений.
Таким образом, с нашей точки зрения, если в рассматриваемом случае периодическая поверка прибора учета не будет проведена своевременно или на место демонтированного для поверки прибора будет поставлен другой, не поверенный счетчик, расчет налога с использованием показаний этого водоизмерительного прибора может привести к разногласиям с налоговым органом, в связи с чем организация, возможно, вынуждена будет доказывать в суде, что в течение соответствующего периода используемый для снятия показаний прибор учета был технически исправен. Во избежание подобных споров рекомендуем своевременно произвести поверку.
В отсутствие поверки, как мы полагаем, расчет объема забранной воды необходимо производить другими методами, обозначенными в п. 2 ст. 333.10 НК РФ, то есть исходя из времени работы и производительности технических средств или, если этот метод использовать невозможно, исходя из норм водопотребления.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) В связи с этим смотрите также Межгосударственный стандарт ГОСТ 8.156-83 "Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 19.07.1983 N 3355).

Все консультации данной рубрики