Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

03.03.2020
ВОПРОС:
В отделе имеется две должности ведущих специалистов по закупкам, при проверке организации вменяют нарушения со ссылкой на квалификационный справочник, в котором указано, что должностные обязанности ведущих специалистов устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей (п. 7 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, 4-е издание, дополненное (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37)). Вместе с тем должность "специалист по закупкам" отсутствует в указанном квалификационном справочнике. Изначально работники были приняты на должности ведущих специалистов по закупкам. Двум ведущим специалистам по закупкам установлены одинаковые должностные обязанности (введены две ставки из-за большого объема работ), то есть нет разделений по направлениям. Кроме того, у ведущих специалистов по закупкам есть достаточный уровень образования (высшее экономическое). Также имеется стаж работы в закупках по 5 лет.
Необходимо ли проводить аттестацию ведущих специалистов и необходимо ли делить функции и обязанности по направлениям? Законно ли работодатель ввел две ставки ведущих специалистов либо трудовым законодательством установлены ограничения по количеству ведущих специалистов в отделе?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы о необходимости проведения аттестации работников и необходимости разделения обязанностей и полномочий между ними по направлениям деятельности организации решаются на уровне самой организации.
Наличие в организации двух ставок по должности "ведущий специалист по закупкам" в одном отделе не является нарушением действующего законодательства; ограничений по количеству ведущих специалистов в структурных подразделениях организаций не установлено.

Обоснование вывода:
Работодатели (в том числе учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании) формируют штатное расписание, устанавливая перечень должностей (профессий) работников, количество штатных единиц и функциональный состав обязанностей по ним исходя из своих потребностей (п. 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211, определение КС РФ от 29.09.2015 N 1881-О, п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, вопрос-ответ 1 и вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Трудовой кодекс РФ предусматривает только одно упоминание об обязательности соответствия наименования должностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах либо квалификационных справочниках. Речь идет о части второй ст. 57 ТК РФ, которой предусмотрено, что такое соответствие необходимо соблюдать, если нормы ТК РФ, иных федеральных законов с выполнением работ по должности связывают предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Таким образом, закон устанавливает необходимость соответствия наименования трудовой функции со справочником или профессиональным стандартом лишь в ситуации, когда компенсации, льготы, ограничения "привязаны" к конкретной должности (профессии, специальности). В остальных случаях наименования должностей (профессий) и квалификационные требования к ним, содержащиеся в профессиональных стандартах и справочниках, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер*(1).
Разъяснения относительно производного должностного наименования "ведущий" содержатся в п. 7 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, 4-е издание, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 (далее - Справочник), согласно которому квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений) в Справочник не включены. Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются работодателем на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях, при этом требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Как видно по содержанию этой нормы, указаний на определенное количество ведущих специалистов в структурном подразделении, которые могут выступать ответственными исполнителями работ по одному и тому же направлению деятельности предприятия, учреждения, организации, она не содержит. При этом Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не предусмотрено предоставление компенсаций, наличие льгот или каких-либо ограничений, связанных с осуществлением работы по должности "специалист по закупкам", поэтому положения Справочника, в том числе п. 7 Общих положений, в данном случае не являются обязательными для применения и носят для работодателя только рекомендательный характер (смотрите часть вторую ст. 57 ТК РФ).
Каких-либо норм, обязывающих руководителя ограничивать в штатном расписании число ведущих специалистов по закупкам, действующее законодательство не содержит. Вопрос о том, сколько ведущих специалистов необходимо для осуществления деятельности того или иного направления в организации, не регулируется нормами права, а является скорее оценочным.
Как предусмотрено п. 19 и п. 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, руководитель учреждения самостоятельно утверждает штатное расписание. Вместе с тем для организаций бюджетной сферы нормативными правовыми актами органов, осуществляющих полномочия учредителей, может быть предусмотрена процедура согласования штатного расписания с соответствующим органом перед его утверждением руководителем учреждения. Порядок такого согласования регулируется учредительными документами.
Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. В соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ работник обязан исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Кроме того, статья 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Из данных положений следует, что трудовая функция работника определяется не только наименованием должности, но и перечнем трудовых обязанностей, которые на него возложены, а в трудовом договоре обязательно должно быть определено, какие именно трудовые обязанности возложены на работника. А поскольку трудовое законодательство не содержит требования о полном совпадении круга обязанностей у всех работников, занимающих одинаковые должности, то при необходимости у работников по одной должности трудовыми договорами могут быть установлены различные должностные обязанности. Следовательно, понимание трудовой функции не следует сводить только к наименованиям должностей, профессий, специальностей с указанием квалификации.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, два ведущих специалиста по закупкам выполняют один и тот же перечень обязанностей, установленный для них инструкцией по должности, которая является локальным нормативным актом. Поскольку нормативных требований к количеству ведущих специалистов по одному и тому же направлению деятельности организации не установлено, наличие нескольких штатных единиц по данной должности в штатном расписании не является нарушением действующего законодательства.
Статья 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. По смыслу статей 81, 82 ТК РФ указанная аттестация проводится самим работодателем.

К сведению:
В случае, когда работодатель утрачивает потребность в труде по имеющимся в штатном расписании и занятым работниками должностях или профессиях, он вправе уволить таких работников по основанию, предусмотренному п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, - в связи с сокращением численности или штата работников организации. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется в первую очередь работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (часть первая ст. 179 ТК РФ). Действующее трудовое законодательство не содержит конкретных критериев определения уровня производительности труда и квалификации работников (определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21.04.2016 N 33-3257/2016). Квалификация работников может определяться в том числе и по результатам проведенной аттестации (определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 23.01.2013 N 33-162, определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 16.11.2012 N 33-4665/2012, определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 06.06.2012 N 33-1377-2012).

Ответ подготовил:
Эскперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253.

Все консультации данной рубрики