Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.03.2020
ВОПРОС:
Какими проводками и какой датой отражается возмещение расходов бюджетного учреждения (находится в регионе, участвующем в пилотном проекте ФСС), поступающее от ФСС за оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов с этой выплаты?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение произведенных расходов, осуществленное в том же финансовом году, что и сами расходы, отражается как восстановление кассовой выплаты, а если возмещение поступает не в текущем финансовом году, то такая операция может быть отражена в учете как доходная. Начисление дебиторской задолженности может быть отражено датой принятия решения территориальным органом ФСС.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России.
Учреждения, находящиеся в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, перечисляют в бюджет ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами такими учреждениями осуществляются за счет средств учреждения с последующим возмещением расходов на основании предоставленных им как страхователем в территориальный орган ФСС РФ соответствующих документов. Территориальный орган ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на лицевой счет страхователя (п. 11 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).
Таким образом, решение территориального органа ФСС является отдельным фактом хозяйственной жизни учреждения и, соответственно, бухгалтерские записи по отражению дебиторской задолженности ФСС могут быть отражены датой принятия такого решения. При этом поступление на лицевой счет учреждения отражается датой документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (п. 72 Инструкции N 174н).
Порядок отражения данных расходов, а также их компенсации приведен в письме Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478. Из положений данного письма следует, что начисление четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов с данной выплаты отражается по элементу вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений", в увязке с подстатьей 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ в качестве текущих расходов учреждения. А возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, отражается как восстановление кассовой выплаты, то есть по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
В этом случае учреждению, помимо восстановления кассовой выплаты, следует также произвести восстановление фактических расходов. Иными словами, начислить дебиторскую задолженность и уменьшить принятые ранее расходы. При этом ни указанным письмом, ни инструкциями по бухгалтерскому учету не урегулировано, какой бухгалтерской записью следует это сделать, соответственно, учреждению предстоит определить это самостоятельно и закрепить в учетной политике в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
Для восстановления фактических расходов может быть использован способ "Красное сторно" или учреждение может отразить "обратную" проводку. При этом следует учитывать, что способ "Красное сторно" обычно применяется для:
- исправления ошибок текущего года и прошлых лет в соответствии с требованиями федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" и Инструкции N 157н;
- корректировки показателей на счетах санкционирования;
- иных корректировок, которые не связаны с новыми фактами хозяйственной жизни, а являются отражением изменения оценки того факта, который произошел ранее.
В данном случае речь не идет об исправлении ошибок, допущенных ранее в бухгалтерском учете, поэтому считаем наиболее корректным вариант с применением обратной бухгалтерской записи.
В соответствии с п. 263 Инструкции N 157н расчеты с ФСС по взносам на соцстрахование учитываются на счете 0 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", соответственно, ранее начисленные суммы расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов могут на основании решения территориального органа ФСС быть отражены по дебету данного счета. Тогда одним из вариантов отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения данной хозяйственной операции может быть следующая корреспонденция счетов:
1. Дебет 0 303 02 831 Кредит 0 401 20 213
- на основании решения ФСС отражено восстановление затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 303 02 731,
уменьшение забалансового счета 18 (п. 367 Инструкции N 157н) (КВР 119, 213 КОСГУ)
- отражено восстановление кассовой выплаты.
В случае, если возмещение поступает не в текущем финансовом году, полагаем, что такая операция может быть отражена в учете как доходная. Исходя из экономического смысла, такая операция может быть отражена в учете по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка N 85н) и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка N 209н).
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат" (п. 220 Инструкции N 157н, п. 109 Инструкции N 174н).
Операции по начислению доходов в виде компенсации затрат отражаются по КФО 2 независимо от источника финансового обеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие выплаты (смотрите письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
С учетом изложенного, если возмещение поступает не в текущем финансовом году, рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134
- на основании решения ФСС отражено начисление компенсации затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
- отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения компенсации ФСС его расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

19 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики