Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.03.2020
ВОПРОС:
Основной целью благотворительного детского фонда является социальная поддержка больных детей, детей с особенностями в развитии, детей из малообеспеченных семей и т.п. Дополнительными целями являются содействие в деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья детей, пропаганда среди детей здорового образа жизни и т.п. Все указанные цели предусмотрены уставом благотворительного фонда. Данный фонд планирует, помимо указанного, осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности (самостоятельно либо через созданное ООО): 1) детский сад, школа, продленка, организация детских праздников, детские кружки; 2) управление недвижимостью (сдача в аренду офисов, нежилых помещений, полученных по договору аренды или в безвозмездное пользование от собственника помещений). Деятельность детского сада, школы продленного дня, детских кружков, секции по плаванию не связана с реализацией образовательных программ и не требует получения лицензии.
Вправе ли благотворительный детский фонд заниматься данными видами деятельности (самостоятельно либо через созданное ООО) и при каких условиях?
ОТВЕТ:

В соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 50 ГК РФ фонды, в том числе благотворительные, относятся к некоммерческим организациям, и поэтому на них, помимо положений указанного Кодекса, распространяются нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). При этом в силу п. 4 ст. 7 указанного Закона особенности деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. В частности, для благотворительных фондов таким законом является Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7, п. 2 и п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, п. 1 и п. 3 ст. 12 Закона N 135-ФЗ благотворительный фонд может использовать принадлежащее ему имущество для целей, определенных в его уставе, а также вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности указанный фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
При этом из содержания п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ следует, что предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Законодательство не устанавливает критериев, по которым может определяться соответствие оказываемых благотворительным фондом платных услуг целям его деятельности, в связи с этим определение такого соответствия носит оценочный характер и зависит от конкретных обстоятельств дела.
Так, например, в одном из случаев суд указал на то, что организация лотереи с формированием призового фонда за счет средств благотворительного фонда не отвечает целям его деятельности (постановление ФАС Московского округа от 02.06.2010 N КА-А40/5363-10). В других же случаях суды признавали соответствующим деятельности фонда его участие в хозяйственных обществах, являющихся частными охранными организациями (постановление ФАС Уральского округа от 11.10.2010 N Ф09-7834/10-С1), оказание платных юридических услуг (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 N 16АП-689/12), услуг по организации и проведению конкурсов-фестивалей для физических и юридических лиц (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2018 N Ф06-39485/18). При этом из последнего постановления следует, что осуществление организацией предпринимательской и иной приносящей доход деятельности следует отграничивать от деятельности благотворительного характера.
Учитывая, что в рассматриваемом случае основными целями фонда являются социальная поддержка детей, содействие в сфере их развития, профилактики и охраны их здоровья, пропаганда здорового образа жизни и т.п., мы полагаем, что оказание услуг по присмотру за детьми (детский сад, школа продленного дня), организация детских праздников, ведение развивающих и досуговых кружков для детей, секции плавания не приходит в противоречие с этими целями и в полной мере соответствует им.
Что же касается деятельности по сдаче в аренду принадлежащего фонду на том или ином праве имущества, то осуществление такой деятельности также не запрещено законом. Более того, из п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ и п. 2 ст. 16 Закона N 135-ФЗ следует, что источниками формирования имущества некоммерческой организации могут являться в том числе доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации в результате совершения с ней тех или иных сделок. Полагаем, что эта норма может быть распространена и на случаи, когда доход приносит имущество, принадлежащее организации не только на праве собственности, но и на ином праве, в силу которого фонд является законным владельцем соответствующего имущества. Правомерность получения фондом доходов от передачи в аренду имущества, которое не принадлежит ему на праве собственности, подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Московской области от 28.01.2013 по делу N А41-49419/2012).
Вместе с тем для правомерного осуществления благотворительным фондом перечисленных в законодательстве видов деятельности необходимо соблюдение ряда правил.
Во-первых, все такие виды деятельности должны быть перечислены в уставе фонда в качестве видов деятельности, приносящих доход (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
Во-вторых, благотворительные фонды могут быть только единственными учредителями и участниками хозяйственных обществ, посредством которых они реализуют свое право на участие в предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 12 Закона N 135-ФЗ).
В-третьих, доход, полученный фондом от самостоятельного оказания им платных услуг или сдачи в аренду имущества, а также прибыль хозяйственных обществ, распределенная фонду как их участнику, должны направляться только на цели, для которых такой фонд создан (п. 2 ст. 24 и п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).
В-четвертых, необходимо помнить, что передача в субаренду нежилой недвижимости, которой фонд владеет на праве аренды, по общему правилу требует предварительного получения согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Однако право арендатора сдавать имущество в субаренду может быть напрямую закреплено в договоре аренды, и тогда получение согласия арендодателя на каждую такую операцию не требуется. В свою очередь, нормы главы 36 ГК РФ, посвященные договору безвозмездного пользования (ссуды), вообще не упоминают о возможности передачи ссудополучателем полученного по такому договору имущества в аренду, в том числе и с согласия ссудодателя. Тем не менее в судебной практике отмечается, что включение в договор ссуды условия о праве ссудополучателя сдавать имущество в аренду закону не противоречит (определение ВАС РФ от 29.01.2009 N 2128/08).
В-пятых, в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ и п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ осуществление фондом или созданными им хозяйственными обществами отдельных видов деятельности может потребовать получения лицензии или вступления в саморегулируемую организацию. Вместе с тем из вопроса следует, что деятельность, планируемая фондом к осуществлению, лицензированию не подлежит.
Однако данное обстоятельство не отменяет установленной ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обязанности при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности предварительно уведомлять о начале ее осуществления определенные государственные органы.
В частности, из п. 30 ч. 2 вышеуказанной статьи и утвержденного в соответствии с этой частью Перечня работ и услуг следует, что к видам деятельности, о начале которых следует уведомлять государственные органы, относится деятельность по оказанию социальных услуг без обеспечения проживания с кодом ОКВЭД 88.
В свою очередь, анализ соответствующей группы кодов ОКВЭД указывает на то, что в ее составе находятся в том числе такие виды деятельности, как предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91).
В связи с изложенным о начале осуществления деятельности указанных в вопросе детского сада и школы продленного дня согласно п. 5.1 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, следует уведомить Федеральную службу по труду и занятости (ее территориальный орган).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики