Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

17.03.2020
ВОПРОС:
Четыре однодомных ТСЖ (60-квартирные дома) решили объединиться в ассоциацию ТСЖ.
Каков порядок образования ассоциации ТСЖ? Каковы полномочия ассоциации ТСЖ?
ОТВЕТ:

О порядке образования ассоциации ТСЖ

Статьей 142 ЖК РФ предусмотрено право двух и более товариществ собственников жилья (далее - товарищество, ТСЖ) создать по договору между собой объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о некоммерческих организациях.
Жилищное законодательство не определяет порядок заключения такого договора между товариществами, в том числе принятия решения о его заключении. На наш взгляд, поскольку статьями 147-149 ЖК РФ как специального закона вопрос принятия решения о создании ассоциации не отнесен к компетенции правления ТСЖ и председателя правления, постольку в силу норм общего закона (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ) соответствующее решение должно быть принято на общем собрании членов ТСЖ как высшего органа управления товарищества*(1). В соответствии с ч. 4 ст. 146 ЖК РФ решение по такому вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Раз иное не установлено кодексом (и если иное не установлено уставом ТСЖ или данным решением общего собрания), далее председатель правления во исполнение решения общего собрания заключает от имени ТСЖ договор о создании ассоциации ТСЖ, предусмотренный ст. 142 ЖК РФ.
Остальную процедуру образования ассоциации ТСЖ жилищное законодательство не регулирует. Для установления порядка образования юридического лица в данной организационно-правовой форме необходимо обратиться к соответствующим положениям Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и ГК РФ.
В частности, Закон N 7-ФЗ предусматривает, что учредительными документами для ассоциации или союза являются учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими (п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). Очевидно, учредительным является тот самый договор, который заключают между собой товарищества в соответствии со ст. 142 ЖК РФ. В учредительный договор вносятся положения о том, что учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяется порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (абзац 2 п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).
Что касается устава, законодательно к нему предъявляются следующие требования. В нем должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Кроме того, в нем должны содержаться условия о составе и компетенции органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (абзац 1 и 4 п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).
Как указано выше, устав должен утверждаться учредителями ассоциации (п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). Мы полагаем, что по смыслу п. 2 ст. 65.3 ГК РФ вопрос об утверждении устава, так же как и о создании ассоциации (принятия решения о заключении учредительного договора), должен решаться на общем собрании членов в каждом из ТСЖ, объединяющихся в ассоциацию. Иначе было бы неясно, решение о создании какого именно юридического лица принимает общее собрание, т.е. это решение было бы неконкретным, что приходило бы в противоречие со всеми гарантиями, которые закон предоставляет членам товарищества. Ведь у них, безусловно, есть законный интерес в принятии решения о том, какую конкретно организацию создавать: не только о ее организационно-правовой форме, но и о порядке управления ею, о ее имуществе и т.д. Поэтому мы рекомендуем включать в повестку дня общего собрания как вопрос о создании ассоциации конкретными ТСЖ (следует поименовать их), так и вопрос об утверждении проекта ее устава. Однако, к сожалению, судебной практики в подтверждение или опровержение данной позиции нам обнаружить не удалось. На основании ч. 1.1 ст. 146, п. 5 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ в уведомлении о проведении такого общего собрания следует указывать порядок ознакомления с проектом устава и место или адрес, где с ним можно ознакомиться.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации, иными словами, определяются учредителями. Однако императивно закреплено, что высшим органом управления ассоциации является общее собрание ее членов, а также определена его исключительная компетенция и порядок принятия решений (п.п. 1, 3 и 4 ст. 29 Закона N 7-ФЗ). В отношении исполнительного органа ассоциации именно учредители определяют его наименование (например, правление), состав, порядок избрания и принятия решений, закрепляя соответствующие положения в уставе. Однако к компетенции исполнительного органа нельзя отнести решение вопросов, которые составляют исключительную компетенцию общего собрания (ст. 30 Закона N 7-ФЗ).
После заключения учредительного договора и утверждения устава всеми товариществами осуществляется государственная регистрация ассоциации в соответствии с требованиями ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, которая проводится в заявительном порядке в два этапа: сначала территориальный орган Минюста России принимает решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации, а затем ФНС России на основании этого решения вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ассоциации.

О полномочиях ассоциации ТСЖ

Обратим внимание на цели ассоциации ТСЖ, как они определены в законе. Так, согласно ст. 11 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 123.8 ГК РФ ассоциация может быть создана в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей. Однако статьей 142 ЖК РФ цели ассоциации ТСЖ определены более узко: ассоциация может быть создана лишь для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами.
В связи с этим суды критически относятся к расширению ассоциацией своих целей. К примеру, в апелляционном определении СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 марта 2013 г. по делу N 33-1573, апелляционном определении СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 июня 2018 г. по делу N 33-4667/2018 суды констатировали, что законом не установлена такая цель деятельности ассоциации, как прием платежей и их перечисление иным лицам, т.е. ассоциация не может выполнять функции платежного агента.
В то же время отметим, что, на наш взгляд, статья 142 ЖК РФ сформулирована неудачно, поскольку по общему правилу общих интересов у ТСЖ, управляющих разными многоквартирными домами, нет: у них разная сфера деятельности (управление конкретным домом), соответственно, и разные интересы. Буквально, в сферу общих интересов попадает лишь управление придомовой территорией, если она у данных многоквартирных домов едина, и общим источником энергии (к примеру, тепловым узлом). Мы полагаем, что законодатель не предполагал такой крайне узкой сферы применения ассоциаций ТСЖ, поэтому считаем, что в данной норме под общими интересами понимаются не только вышеперечисленные интересы, но и интересы товариществ во взаимодействии с третьими лицами (правообладателями помещений в многоквартирном доме, контрагентами, органами государственной власти и местного самоуправления) в рамках управления конкретными многоквартирным домами. Иными словами, товарищества создают ассоциацию для того, чтобы она выступала от имени и в интересах своих членов в отношениях с этими третьими лицами. Соответственно, мы полагаем, что ассоциация вправе, в частности, заключать договоры от имени и в интересах данных ТСЖ*(2), контролировать выполнение этих договоров и предпринимать необходимые меры при их нарушении, вести работу по взиманию коммунальных платежей с правообладателей помещений*(3).
Однако устанавливать тарифы на услуги, оказываемые товариществами конечным потребителям, ассоциация, на наш взгляд, не вправе: по смыслу ст.ст. 151, 152 ЖК РФ, ст. 1 ГК РФ ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо само определяет свою хозяйственную деятельность. Это тем не менее не препятствует товариществам в рамках ассоциации согласовывать единую ценовую политику. К сожалению, каких-либо позиций судов по этому вопросу нам обнаружить не удалось.
Что касается взимания платы с правообладателей помещений в домах, мы поддерживаем вывод вышеприведенных судов о том, что по общему правилу ассоциация принимать такие платежи не может. Ведь согласно п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. А в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" условием приема платежей оператором является договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Т.е. участия товарищества в ассоциации для признания ее платежным агентом явно недостаточно. Если такой договор между товариществом и ассоциацией не заключен, в выставляемых потребителям платежных документах адресатом платежа должно быть указано именно товарищество, поскольку вступление его в ассоциацию ТСЖ не меняет его связей с правообладателями помещений в многоквартирном доме: товарищество остается исполнителем коммунальных услуг. Если же данные лица заключают такой договор, обязательно открытие ассоциацией как платежным агентом специального банковского счета (ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Обращаем внимание на отсутствие официальных разъяснений и скупость судебной практики по данному вопросу. Поэтому рекомендуем обратиться за разъяснениями по данному вопросу в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), уполномоченное на разъяснение физическим и юридическим лицам государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.п. 1, 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038). Обращение можно направить в электронной форме по адресу: http://www.minstroyrf.ru/contact/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

28 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В связи с этим смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 августа 2017 г. по делу N 33-5486/2017. Суд обосновал этот вывод ссылкой на п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", однако правильнее ссылаться на ГК РФ, поскольку названный закон в силу его п. 3 ст. 1 на ТСЖ не распространяется.
*(2) Мы полагаем, что при вступлении ТСЖ в ассоциацию не меняется его статус исполнителя коммунальных услуг (п. 8, пп. "б" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. Поэтому заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями должно происходить от имени товарищества (ч. 12 ст. 161, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Также должен решаться вопрос и с заключением договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Аналогичной позиции мы придерживаемся и в отношении заключения договора подряда, поскольку он предполагает вмешательство в право собственности правообладателей помещений, а представлять интересы последних в силу норм ЖК РФ уполномочено только товарищество, но не ассоциация.
*(3) Нам не удалось обнаружить судебных актов, в которых бы непосредственно обсуждался вопрос о данных полномочиях ассоциации, однако критики в адрес заключения ассоциацией договоров, ведения работы по взысканию задолженности суды не высказывают: смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2013 г. N Ф06-9893/13 по делу N А57-25366/2012.

 

Все консультации данной рубрики