Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

20.03.2020
ВОПРОС:
25 августа 2017 года казенное учреждение (заказчик) заключило контракт в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения. Согласно контракту срок присоединения - 25.05.2019. До настоящего времени контракт не исполнен. При этом контрактом не была установлена неустойка (пени) за нарушение срока подключения водоснабжающей организацией. В разделе "Ответственность сторон" указано: "в соответствии с действующим законодательством".
Имеется ли у заказчика возможность предъявить исполнителю неустойку (при отсутствии просрочки у заказчика) за нарушение срока технологического присоединения, предусмотренную ст. 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции на дату заключения контракта или действующей), при отсутствии таковой в тексте контракта?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе требовать от контрагента уплаты неустойки, предусмотренной ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
На основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) закупка в случае оказания услуг, в частности, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В этой связи следует учитывать, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта, в том числе на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 этого Закона, требования ч.ч. 4-9 (содержащие положения об ответственности сторон), а также ч.ч. 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к соответствующему контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, регулируются специальным Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются публичными договорами. Согласно ч. 15 той же нормы договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 645). В письме от 16.11.2017 N ВК/79958/17 ФАС указано на необходимость при заключении договоров на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения применять типовые договоры, утвержденные постановлением N 645.
Раздел VII Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением N 645, определяющий размер ответственности сторон, устанавливает ответственность лишь за неисполнение либо ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по оплате договора (пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты). Именно в этом размере (а не в размере, предусмотренном ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) может быть взыскана неустойка с заказчика (п. 39 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, ответ на Вопрос 1 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практики, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016 г.). Специальных по отношению к Закону N 44-ФЗ мер ответственности исполнителя за нарушение им обязательств ни типовая форма, ни Закон N 416-ФЗ не предусматривают.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Из содержания ч.ч. 4-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ст. 332 ГК РФ следует, что неустойки (пеня и штраф), предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ, являются законными и применяются независимо от того, включено ли в контрактах условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 34 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствие в договоре положений об ответственности исполнителя не лишает заказчика права требовать законной неустойки, предусмотренной ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Напомним, что за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей на дату ее уплаты ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). За нарушения, не связанные с просрочкой, начисляются штрафы в размере, определенном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Правоприменительной практики, где бы рассматривалась ситуация, аналогичная описанной в вопросе, мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

27 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики