Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

23.03.2020
ВОПРОС:
Карта тахографа для водителя является именной и изготавливается соответствующей организацией сроком на три года, после чего производится ее замена. Стоимость изготовления карты - примерно 3800 рублей. Водитель без карты работать не имеет права - за это предусмотрена ответственность по ст. 11.23 КоАП РФ.
1. Как поступить работодателю при приеме на работу водителя, который не имеет карту: изготовить карту за свой счет или не принимать водителя без карты на работу (в связи с этим будет ли отказ в приеме на работу законным)? Или сначала принять работника на работу и изготовить карту (карта изготавливается в течение 20-30 дней)?
2. Как поступить в случае истечения срока действия карты (учитывая, что срок действия карты - три года): работодателю изготовить карту за свой счет или обязать это сделать водителя (так же как в случае истечения срока действия водительского удостоверения)? Имеет ли право работник продолжать работу в случае его отказа изготавливать карту за свой счет?
3. Если изготовление карты водителя - обязанность работодателя, как поступить в случае увольнения работника до истечения срока действия карты (отдать работодателю, или работник может забрать ее с собой, так как она является именной)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. При приеме на работу работника, не имеющего карты водителя, работодателю следует оплатить стоимость оформления карты водителя. Отказ в приеме на работу только на том основании, что соискатель не имеет карты водителя, не является обоснованным. На время оформления карты водителя может быть объявлен простой по независящим от сторон причинам, или работник может быть временно переведен на другую работу на срок, необходимый для оформления карты.
2. В случае истечения срока действия карты водителя замена карты производится также за счет работодателя. Наделение водителей обязанностью оформлять карты за их счет неправомерно.
3. При увольнении до истечения срока действия карты водителя работник не обязан отдавать карту, оформленную за счет работодателя, он вправе в дальнейшем использовать ее в своей трудовой деятельности у другого работодателя.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" оснащение транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, не корректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографами), является обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Карта водителя является внешним компонентом, входящим в состав тахографа, и обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя*(1). Карта водителя содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, номере его водительского удостоверения и наименовании выдавшего его органа, фотографию водителя и прочее. Таким образом, при приеме на работу работника, не имеющего карты водителя, работодателю следует оплатить оформление этой карты*(2).
В силу ст. 65 ТК РФ при приеме на работу работодатель вправе требовать от соискателя только те документы, которые перечислены в этой статье, а также в отдельных случаях - дополнительные документы с учетом специфики работы. Эти случаи могут быть предусмотрены только Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Действующее законодательство не предусматривает права работодателя требовать от соискателя карту водителя, а также обязанности соискателя предъявлять такой документ при приеме на работу.
В п. 10 постановления от 17.03.2004 N 2 (далее - Постановление N 2) Пленум Верховного Суда РФ отметил, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. В то же время в силу части первой ст. 64 ТК РФ необоснованный отказ в приеме на работу не допускается. Кроме того, не допускается какое-либо ограничение лиц в приеме на работу по обстоятельствам, которые не связаны с их деловыми и личностными качествами.
Это означает, что работодатель может отказать конкретному лицу в приеме на работу при наличии достаточных оснований и при условии, что кандидат не относится к числу тех, кому в силу закона в принципе запрещено отказывать в заключении трудового договора. Полагаем, что отказ в приеме на работу из-за несообщения соискателем информации о наличии у него действующей карты водителя при приеме на работу, равно как и факт отсутствия у него карты водителя, нельзя признать обоснованным основанием для отказа в приеме на работу (смотрите, например, ответ специалистов Роструда на вопрос, размещенный на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
Следует отметить, что ни ТК РФ, ни Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36, ни Порядок выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21.05.2012 N 145 (далее - Порядок), не обязывают водителя, которому в период действия трудовых отношений с той или ной организацией была оформлена карта водителя, вернуть ее работодателю при увольнении.
Карта водителя является именным документом, оформление которого необходимо для выполнения водителем его трудовой деятельности, владельцем карты является сам водитель*(3). При этом обязанность по осуществлению работодателем расходов на оформление карты водителя установлена законом. В связи с этим утверждать, что в случае увольнения работника работодатель понес материальный ущерб в сумме, равной стоимости оформления карты водителя, на наш взгляд, не верно (ст. 238 ТК РФ).
В соответствии с частью первой ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Однако ни одним законодательным актом в области трудового права не предусмотрено право работодателя на удержание из заработной платы стоимости оформленной на имя работника карты водителя. Поэтому об удержании из заработной платы работника, которому работодатель оплатил оформление карты водителя, по нашему мнению, речи идти не может*(4). Не являются правомерными, по нашему мнению, и действия по удержанию работодателем самого документа, оформленного за счет организации*(5).
Согласно Порядку замена действующей карты водителя производится только в определенных случаях*(6). Согласно п. 22 Порядка замена карты с истекающим сроком действия производится на основании заявления держателя карты о выдаче карты на новый срок, направляемого не позднее чем за 15 рабочих дней до даты истечения срока действия карты. Срок замены карты не превышает пяти рабочих дней с даты регистрации заявления. Таким образом, работодатель не должен производить никаких действий, направленных на замену карты водителя. Обращаться с соответствующим заявлением должен работник самостоятельно. Однако, поскольку именно на работодателе лежит обязанность по оснащению транспортных средств техническими средствами контроля, средства, потраченные работником на замену карты водителя, по нашему мнению, должны быть ему компенсированы в таком же порядке, как если бы ему оформлялась карта впервые. Обязать работников производить замену карты водителя на новый срок после истечения срока действия ранее выданной ему карты работодатель, по нашему мнению, не вправе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите п. 2 и п. 4 Приложения N 1 к приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
*(2) На период оформления карты водителя может быть оформлен простой с оплатой в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (часть вторая ст. 157 ТК РФ). Кроме того, по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник в день приема на работу может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок, необходимый для оформления карты водителя (часть первая ст. 72.2 ТК РФ).
*(3) Смотрите п.п. 5, 10, абзаца третьего п. 23 Порядка, подп. 2 п. 4 Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.05.2012 N 146, п. 4 ст. 11 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 г.
*(4) Рекомендуем также ознакомиться с ответом специалистов Роструда и апелляционное определение Архангельского областного суда от 21.05.2018 по делу N 33а-3247/2018.
*(5) По общему правилу в период срока действия карты водитель не может получить еще одну карту на свое имя. Исключения из этого правила предусмотрены самим Порядком. Однако Порядок не упоминает в качестве такого исключительного случая расторжение трудового договора с организацией, которая на момент выдачи карты состояла в трудовых отношениях с водителем. Следовательно, работодатель, удерживая у себя карту водителя при увольнении работника, лишит последнего возможности трудиться в дальнейшем в другой организации по должности водителя, поскольку оформление другой карты на него будет невозможно до окончания срока действия удержанной карты (или до ее утраты или кражи). Поскольку владельцем карточки водителя является сам водитель, по нашему мнению, действия работодателя по удержанию карты водителя в данном случае не являются правомерными. Кроме того, такие действия, на наш взгляд, лишены практического смысла. Ведь после того, как трудовые отношения с работником прекратятся, работодатель не сможет воспользоваться именным документом работника либо передать этот документ в пользование другим лицам (другим работникам). Неверно также было бы считать, что отказ работодателя от выдачи карты водителя может способствовать возмещению работником расходов, понесенных работодателем на получение такой карты. Во-первых, возможность реализации работодателем права требования возмещения работником расходов, понесенных на оформление того или иного официального документа на работника, не поставлено в зависимость от того, у кого именно находится оригинал документа. Во-вторых, мы считаем, что в случае судебного разбирательства такое требование работодателя вряд ли поддержит суд, поскольку именно на работодателей закон возлагает обязанность по оснащению транспортных средств, на которых осуществляют свою трудовую деятельность водители, тахометрами, в состав которых входят карты водителей.
*(6) При этом замена водительского удостоверения в течение срока действия карты к таким случаям не отнесена (п. 21 Порядка). Карта, в отношении которой проведены процедуры замены, аннулируется, о чем делается отметка в реестре выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах. В случае утери или кражи карты аннулирование не производится (п. 27 Порядка).

Все консультации данной рубрики