Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
30.03.2020
- Организации имеет в собственности нежилое помещение, расположенное в подвале многоквартирного дома.
Из-за прорыва общедомовой трубы нежилое помещение затопило. Доступ к помещению затруднен ввиду затопления подвала. Управляющая компания бездействует и отказывается составлять акт повреждения имущества.
Какова процедура регистрации аварии и взыскания убытков с управляющей компании? Можно ли подать на компанию в суд? Что для этого необходимо? Можно ли отказать в оплате услуг управляющей компании в связи с непредставлением надлежащей услуги?
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отметим, что на основании п. 15-16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), после произошедшего залива нежилого помещения собственнику данного помещения необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или иную службу, указанную управляющей компанией. Такое обращение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где произошел залив, а сотрудник аварийно-диспетчерской службы в свою очередь обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил N 354). В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, то он в соответствии с п. 108 Правил N 354 вправе согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки в таких случаях назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), один экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами (п. 109 Правил N 354). В акте должны быть указаны: дата составления акта о заливе квартиры, время и дата произошедшего события (затопления), лица, присутствующие при осмотре, точный адрес помещения, описание повреждений, причины затопления, вероятный виновник залива, дата составления акта, подписи, участвующих в осмотре лиц.
По общему правилу, закрепленному в ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, после составления акта собственнику пострадавшего помещения необходимо обратиться в экспертное учреждение (оценщику) для определения стоимости восстановительного ремонта и оценки ущерба, причиненного имуществу собственника, вследствие ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. Для возмещения ущерба собственник помещения вправе обратиться к управляющей компании с претензией. В случае неудовлетворения требований о возмещении ущерба, изложенных в претензии, спор подлежит разрешению в судебном порядке.
Относительно возможности отказа в оплате услуг управляющей компании в связи с непредставлением ею услуги надлежащего качества отметим следующее. Исходя из положений ст. 210, 249 ГК РФ, ст. 36, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Вместе с тем согласно п. 98 Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услуг у за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Соответственно, если в результате аварии собственнику помещения не были оказаны услуги по водоснабжению, он праве обратиться в УК за перерасчетом платы за такую услугу. Порядок перерасчета регламентирован разд. IX Правил N 354. Иных оснований для освобождения собственника помещения в МКД от оплаты услуг управляющей компании не имеется.
К сведению:
Обращаем внимание на то, что собственник помещения в МКД вправе обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию для привлечения УК к ответственности в связи с невыполнением своих обязанностей. Нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, в том числе и в части сроков ответа на телефонных звонки собственников (пользователей) помещений в МКД, и сроков выполнения, поступивших в АДС заявок, считается грубым нарушением лицензионных требований. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
12 марта 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним