Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
03.05.2012
- Каков порядок применения с 01.01.2013 п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"? Каков порядок утверждения форм первичных документов? К формам первичных учетных документов относится весьма объемный список. Должен ли руководитель экономического субъекта утверждать их все?
В настоящее время первичный документ принимают к учету, если его форма есть "в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации". В другом случае форма документа может быть разработана компанией самостоятельно.
В "новом" Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), который вступит в силу с 01.01.2013, подобного требования уже нет. Любой документ может быть разработан компанией, с соблюдением обязательных реквизитов.
Перечень их фактически не изменился, за исключением особенности: в первичном учетном документе, кроме подписей лиц, ответственных за оформление сделки, операции, события, следует указывать их фамилии и инициалы либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. В отношении регистров бухгалтерского учета также установлены обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Статья 9 Закона N 402-ФЗ регламентирует вопросы первичной документации.
Пункт 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ прямо предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. И только формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Согласно п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом нормами данного закона не уточняется вид электронной подписи.
Регистры бухгалтерского учета также могут составляться в электронном виде и заверяться электронной подписью (п. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ), а также право на ведение кассовых документов в электронном виде закреплено пп. 2.5, 5.6 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П).
Следует отметить, что в Законе N 402-ФЗ не содержится положений, обязывающих экономические субъекты применять первичные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Разработка собственных форм первичных документов - достаточно объемная работа, так как документ должен полностью отображать факт совершенной финансово-хозяйственной операции. Кроме того, внедрение собственных форм в работу автоматизированного ведения бухгалтерского учета потребует дополнительных финансовых вложений, а также любое отклонение от унифицированных форм будет являться нежелательным фактором в отношениях с контрагентами, которые могут иметь собственные представления о содержании и форме документов.
Следует отметить, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 6 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Так, например, внесение исправлений в кассовые документы не допускается на основании п. 2.1 Положения N 373-П.
По нашему мнению, при создании собственных форм документации следует отталкиваясь от унифицированных форм. Например, формы документов по труду, приведенных в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", или формы документов по инвентаризации активов, утвержденных постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", не требуют каких-либо серьезных изменений.
Кроме того, например, Положение N 373-П обязывает применять унифицированные формы кассовых документов, имеющие цифровые коды, соответствующие Общероссийскому классификатору управленческой документации, отказ от которых будет неправомерен и в 2013 году.
Согласно требованию ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, которое действует уже с 2009 года, в составе учетной политики организации необходимо утверждать все формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм. После вступления в силу "нового" Закона N 402-ФЗ организация может принять решение и в дальнейшем применять формы документов из прежних альбомов унифицированных форм, а в случае необходимости разработать документ самостоятельно, мы рекомендуем воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
К сведению:
Следует учесть, что после вступления в силу с 01.01.2013 Закона N 402-ФЗ Минфин России будет вносить соответствующие уточнения в свои нормативные документы (приказы, инструкции), давая новые разъяснения по применению данного законодательства.
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время не имеется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Медведь Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним