Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
31.03.2020
- Объявлен карантин в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Следовательно, многие предприятия перешли на дистанционную работу.
Предприятие заказало товар (спецодежду) для рабочих, которые занимаются уборкой мусора. Без спецодежды работать им запрещено. В договоре содержится условие об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор). Поставщик прекращает поставки в связи с пандемией коронавируса, считает это форс-мажорным обстоятельством (перевод сотрудников на удаленную работу). Предприятие планирует расторгнуть договор в связи с неисполнением поставщиком обязательств.
Может ли в данном случае пандемия коронавирусной инфекции считаться форс-мажорным обстоятельством?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе отказаться от исполнения договора поставки вне зависимости от признания сложившейся ситуации обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором).
Признание либо непризнание текущей ситуации форс-мажором может повлиять только на возмещение поставщиком, не исполнившим свои обязательства, причиненных убытков и привлечение его к ответственности. Принять окончательное решение по данному вопросу может только суд.
Обоснование вывода:
В соответствии с п.п. 1, 2, 4 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый п. 2 ст. 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как указано в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401, п. 2 статьи 405 ГК РФ).
Таким образом, покупатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Наличие же обстоятельств непреодолимой силы в данном случае влияет лишь на возможность возмещения поставщиком причиненных убытков и привлечения поставщика, не исполнившего свои обязательства, к ответственности (например, в виде неустойки).
К сведению:
Развернутый перечень обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) дан в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. N 173-14). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
Очевидно, что ситуация, сложившаяся в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), обладает всеми признаками форс-мажора. Эта позиция уже находит отражение и в решениях государственных органов. Так, Минфин России и Федеральная антимонопольная служба в разъяснениях, посвященных вопросам закупок для государственных и муниципальных нужд, прямо указывают, что данная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок (смотрите письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20, письмо Минфина России от 19 марта 2020 г. N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности").
Поддерживают данную позицию и иные государственные органы (п. 13 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности").
Вместе с тем, как указано в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2015 г. N 13АП-12243/15 отмечается, что действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения.
Таким образом, признание того или иного обстоятельства непреодолимой силой, действие которой освобождает лицо, не исполнившее обязательство, от ответственности, осуществляется судом применительно к конкретной ситуации при наличии чрезвычайности, непредотвратимости и причинно-следственной связи между данным обстоятельством и неисполнением обязательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
23 марта 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним