Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
02.04.2020
- Казенное учреждение приобрело сетку-рабицу для ремонта забора, который будет осуществляться силами учреждения.
По какой статье (подстатье) КОСГУ и какими корреспонденциями отразить приобретение сетки? Какие документы должны быть оформлены по факту расходования сетки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение сетки-рабицы для ремонта забора отражается по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ.
В целях контроля эффективного использования средств локальным актом учреждение может самостоятельно разработать и утвердить перечень документов для подтверждения обоснованности ремонта, а также для планирования перечня и объемов списываемых материалов.
Обоснование вывода:
1. На сегодняшний день специалисты финансового ведомства достаточно четко сформулировали подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Первый и главный критерий здесь - отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ осуществляется по целевому/функциональному назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Потенциально могут быть использованы подстатьи 344 "Увеличение стоимости строительных материалов", 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ.
Для разграничения использования подстатей КОСГУ и отражения на соответствующих счетах приобретенных строительных материалов может быть использован следующий принцип, вытекающий из разъяснений специалистов финансового ведомства (смотрите, в частности, Информацию Минфина России от 13.05.2019, письма Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, от 02.07.2019 N 02-08-05/48683, раздел 2 Методических рекомендаций к СГС "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075, далее - Методические рекомендации к СГС "Запасы"):
- приобретение (изготовление) строительных материалов в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания) следует отражать по подстатье 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ, приобретенные строительные материалы следует отражать по дебету счета 0 105 34 344 "Увеличение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества учреждения";
- приобретение (изготовление) строительных материалов для ремонта движимого имущества - объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели) - по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ, приобретенные строительные материалы - на счете 0 105 36 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения";
- приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией) подлежит отражению по подстатье 347 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ, приобретенные строительные материалы - на счете 0 105 34 347 "Увеличение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества учреждения".
В рассматриваемой ситуации целью приобретения сетки-рабицы является ремонт забора, то есть не для целей капитальных вложений и в целях строительных работ, поэтому расходы в данном случае следует отразить по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ.
Для отражения приобретения сетки в учете казенного учреждения могут быть применены следующие корреспонденции:
Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КРБ 1 302 34 73Х*(1)
- принята к учету сетка (абзац 1 п. 23, абзац 6 п. 102 Инструкции N 162н);
Дебет КРБ 1 302 83Х Кредит КРБ 1 304 05 346
- списаны средства в оплату поставленной сетки (абзац 2 п. 111 Инструкции N 162н).
2. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Перечень форм первичных учетных документов, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Формы первичных учетных документов, принимаемых к учету бюджетным учреждением, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (данное требование также "продублировано" в п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...").
Выдача строительных материалов сотрудникам учреждения в целях осуществления текущего ремонта хозяйственным способом, включая возврат остатков материалов на склад, оформляется Требованием-накладной (ф. 0504204) и (или) Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Для оформления решения о списании материальных запасов применяется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Он служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов со счетов бухгалтерского учета. Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения. К нему могут быть приложены документы, обосновывающие списание материальных запасов.
Прямого указания в нормативных документах на составление смет при проведении текущего ремонта хозяйственным способом (своими силами) нет. Но во избежание претензий и разногласий со стороны проверяющих органов (смотрите, например, п. 3.1 Отчета, утвержденного решением Касимовской городской Думы Рязанской области от 26.03.2015 N 19/3) при проведении ремонта перед организацией встают следующие задачи:
1) обоснование необходимости проведения ремонта, определение плановых показателей, которые будут применяться при осуществлении текущего ремонта (перечень и объемы планируемых работ и соответствующие им объемы и наименования строительных материалов);
2) контроль за соответствием количества и наименований списываемых с учета строительных материалов объемам фактически выполненных работ.
Необходимость решения перечисленных выше задач обусловлена, в частности, требованиями эффективного использования бюджетных средств.
Для решения первой задачи учреждением может быть составлена дефектная ведомость. Унифицированная форма первичного учетного документа "Дефектная ведомость" не установлена, однако это не препятствует использованию самостоятельно разработанных учреждением форм документов. Практика применения дефектной ведомости указывает, что данный документ используется для оценки предполагаемых объемов работ по ремонту для целей планирования закупок материалов, работ, услуг. Однако следует понимать, что дефектная ведомость не фиксирует факт хозяйственной жизни - осуществление ремонта. Иными словами, она не является первичным учетным документом (смотрите письмо Минфина России от 14.01.2019 N 02-07-10/868). Вместе с тем дефектная ведомость может быть приложением к первичному учетному документу. В таком случае порядок составления и формирования дефектной ведомости необходимо закрепить в локальном акте учреждения.
Для решения задачи по контролю соответствия количества списываемых с учета строительных материалов может составляться акт, оформленный по форме, утвержденной также локальным актом.
В заключение обращаем внимание на то, что выше рассмотрены только общие правила, которыми должны руководствоваться учреждения при документальном оформлении операций, связанных со списанием материальных запасов при проведении текущего ремонта хозяйственным способом. При этом конкретные перечни документов (а также порядок их заполнения), которые должны оформляться при проведении текущего ремонта (в том числе и хозяйственным способом), могут определяться уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования или на ведомственном уровне.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Ответ прошел контроль качества
6 марта 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В зависимости от типа контрагента. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Определение типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ (для бюджетной сферы).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним