Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
03.04.2020
- Могут ли объекты (опоры осветительные, ограды, заборы) учитываться в составе недвижимого имущества? Какими документами и критериями руководствоваться при отнесении сооружений и подобных объектов к недвижимому или движимому имуществу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Опоры осветительные, ограды, заборы следует учитывать на счете 101 Х2 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - движимое имущество учреждений".
Обоснование вывода:
Согласно статьям 130 и 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Такие размытые формулировки в законодательстве приводят к многочисленным спорам как в отношении имущественных отношений и государственной регистрации объектов, так и части бухгалтерского учета и налогообложения.
Письмом от 14.02.2020 N БС-4-21/2584@ ФНС России довела письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 с рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Из этого письма следует:
- под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство и/или уведомлений о начале строительства;
- объекты, по которым получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) не могут являться объектами капстроительства;
- "объект капитального строительства" и "недвижимая вещь" - не совсем одно и то же. При этом вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости весьма высока, в то время как некапитальная постройка (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения), как правило, не становится недвижимостью;
- улучшения земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капстроительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.
Кроме того, ФНС России в письме от 08.02.2019 N БС-4-21/2179 отметила, что предусмотренные ГК РФ основания для определения вида объектов имущества устанавливаются в каждом случае в соответствии с правовыми нормами о критериях признания вещи движимым или недвижимым имуществом, в частности:
- ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008);
- Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом отмечено, что государственная регистрация права на вещь не всегда является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, определение ВС РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638). Контролирующие органы также рекомендуют ориентироваться на арбитражную практику (смотрите письма Минфина России от 13.11.2019 N 03-05-05-01/87416, ФНС России от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 N БС-4-21/14997).
Вместе с тем организациям бюджетной сферы для отражении объектов основных средств на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета необходимо руководствоваться положениями СГС "Основные средства" и Инструкции N 157н. Согласно п. 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, если материальные ценности принадлежат субъекту учета на праве оперативного управления, находятся во владении или пользовании. При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права (письма Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7925, от 30.11.2017 N 02-07-07/79257). Поэтому для принятия на балансовый учет объектов недвижимости учреждению необходимо располагать документами, подтверждающими государственную регистрацию права оперативного управления. В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н операции по принятию недвижимого имущества к бухгалтерскому учету на праве оперативного управления отражаются с момента государственной регистрации такого права (письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-05-04-01/45434, от 14.07.2015 N 02-06-10/40377, от 05.03.2014 N 03-05-04-01/9348, ФНС России от 07.08.2015 N БС-4-11/13907@).
Определение объекта капитального строительства, линейных объектов, которые, как правило, являются недвижимым имуществом, дано соответственно в п.п. 10, 10.1 ГрК РФ, а некапитальных строений, сооружений - в п. 10.2 ГрК РФ. На объекты некапитальных строений не требуется получение разрешений на строительство (п.п. 2, 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Приведенные нормы законодательства, анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что ограждения (заборы) не относятся к объектам капитального строительства (письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/7651), не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельным объектом гражданского оборота (решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 по делу N А76-38892/2019, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2018 по делу N А07-667/2018), соответственно, не подлежат регистрации. Следовательно, ограждения (заборы) следует учитывать на счете 101 Х2 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - движимое имущество учреждений".
Опоры осветительные, не относящиеся к линейным объектам, обычно признаются элементами благоустройства, не относятся к объектам капитального строительства и также учитываются в составе движимого имущества.
Подробнее об учете объектов благоустройства смотрите в Энциклопедии решений.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете нефинансовых активов (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
6 марта 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним