Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

09.04.2020
ВОПРОС:
13 февраля 2020 года музеем было размещено в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по подготовке и проведению праздничной программы на Бородинском поле, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
18 марта 2020 года музей должен рассмотреть и оценить вторые части заявок на участие в конкурсе.
В музей поступили приказы Министерства культуры РФ от 16.03.2020 N 357 и от 17.03.2020 N 363 об отмене всех массовых мероприятий и т.д. в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Возможно ли отменить процедуру определения поставщика?
ОТВЕТ:

По общему правилу ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме), не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (в том числе в электронной форме) или аукционе (в том числе в электронной форме) либо не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (в том числе в электронной форме). Согласно ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ по истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение контрагента только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-733).
Определение непреодолимой силы дано в п. 3 ст. 401 ГК РФ в связи с определением основания для освобождения от ответственности за неисполнение гражданско-правовых обязанностей. Согласно указанному пункту ГК РФ непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Толкование чрезвычайности и непредотвратимости дано в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, согласно которому:
- чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях;
- непредотвратимым обстоятельство признается, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (если иное не предусмотрено законом).
На практике к непреодолимой силе относятся в том числе такие чрезвычайные события, как эпидемии (смотрите п. 4 письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029, письмо Минэкономразвития России от 08.09.2009 N Д05-4387, письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 16.10.2014 NN 25361-ЕЕ/Д28и, АЦ/41845/14).
Между тем в силу п. 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" именно органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обладают полномочиями по информированию населения, в том числе через средства массовой информации, угрозе возникновения и о возникновении эпидемий. Также Российская Федерация, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом введения и отмены на территории РФ, субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (абзац 13 ст. 5, абзац 4 ст. 6, абзац 6 подп. 6 п. 1, абзац 5 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Между тем нам не удалось обнаружить нормативные правовые акты, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации или в отдельных субъектах Федерации объявлялось бы об эпидемии нового коронавируса.

К сведению:
О принятых актах о профилактических мерах и мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, смотрите справку в системе ГАРАНТ). Также согласно информации интернет-СМИ кабинет министров рассматривает "внесение изменений в законодательство в части интерпретации ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, как "форс-мажор" по государственным контрактам".

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Отмена определения контрагента по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

18 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики